История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Мастера немецкого возрождения

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> «Северное Возрождение»

По сравнению с Италией и Нидерландами Германия до середины XV века запаздывала в своем культурно-историческом развитии. Однако к кон­цу XV века на ее почве возникло искусство, по своей мощи ничем не уступающее искусству Возрождения этих стран. Его своеобразие во многом обусловлено той неповторимой общественно-исторической ситуацией, которая вызвала к жизни движение Реформации и Крестьянскую войну.

Дюрер

Самая яркая звезда немецкого Возрождения – Альбрехт Дюрер (1471- 1528), великий живописец, непревзойденный рисовальщик и график, пер­вый немецкий художник-универсал ренессансного типа. Он был инженером и архитектором, изучал математику, писал стихи и теоретические трак­таты по искусству. Широко известна связь Дюрера с мыслящими людьми той эпохи, дружба с гуманистами.

Творчество Дюрера вбирает в себя самую суть ренессансных устремлений немецкого искусства. В своих замечательных портретах («Освальд Крелль», «Иероним Хольцшуэр», «Неизвестный молодой человек» и другие) и автопортретах он утверждает в противоположность сословному истинно человеческое достоинство.

К замечательным образцам портретного искус­ства Дюрера относится «Автопортрет» 1500 года – строго фронтальный и, несомненно, соотнесенный с образом Христа. Подобная смелость могла возникнуть только под кистью гения эпохи Возрождения, прекрасно по­нимавшего незаурядность своей личности.

В самом конце XV столетия Дюрер исполнил серию гравюр на дереве «Апокалипсис», воспринятую современниками как воплощение их настрое­ний и надежд. Обратившись к самой загадочной части «Нового завета», художник прочитал ее как книгу о своем тревожном и бурном времени, одним из первых в Германии почувствовав приближение Реформации. Пот­рясающее впечатление производит лист «Четыре всадника», где символи­чески запечатлены страшные людские бедствия – война, мор, голод и смерть.

В руках Дюрера достигла совершенства не только техника ксило­графии, но и резцовая гравюра на меди. Большую известность приобрели три «Мастерские гравюры» на меди, содержание которых связано с гуманистическими идеями. Они рассказывают о силе духа, стойкости перед любыми испытаниями судьбы («Рыцарь, смерть и дьявол»), самоотвержен­ном труде ученого («Святой Иероним») и мучительных сомнениях творче­ской личности («Меланхолия»).

Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола», которую он преподнес в дар родному Нюрнбергу (ныне находится в Мюнхене). Она представляет собой два высоких панно с изображением фигур апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. По традиции считается, что здесь воплощены четыре человеческих темперамента, но наряду с этим Дюрера, несомненно, увлекала идея сотворения образа мо­гучей, духовно богатой личности.

Глубоким сочувствием к человеческим страданиям пронизано твор­чество замечатального современника Дюрера Матиса Нитхардта (1470/75-1528),

получившего в XVII веке прозвище Грюневальд, прочно за ним укрепившееся. Сохранилось немного работ этого живописца – преимущественно алтарные картины, исполненные в напряженных, пылающих цвето­вых сочетаниях. В отличие от Дюрера Грюневальд мыслил, прежде всего, как колорист, открывая эмоциональную значимость цвета.

Самым известным творением Грюневальда явился Изенгеймский ал­тарь (находится во французском городе Кольмаре). На наружных створ­ках его представлено «Распятие», изображение распятого на кресте Христа. Это центральная тема Матиса Грюневальда. «Распятие» Изенгеймского алтаря потрясает чувством безысходного отчаяния. Мертвое тело заму­ченного, израненного Христа – это само страдание. Если раскрыть створки алтаря, можно увидеть и радостные сцены («Рождество», «Вос­кресение»), но все же главное у Грюневальда это накал трагических эмоций.

Современником Дюрера был и Ганс Гольбейн Младший (Ханс Хольбейн, 1497-1543), последний великий мастер немецкого Возрождения. Работая в различных областях искусства, он был в первую очередь портретис­том. Большинство своих портретов Гольбейн написал в Англии, будучи придворным художником короля Генриха VIII. Среди них портрет самого короля Генриха, его жены Джейн Сеймур, портрет немецко­го купца Георга Гисце, графический портрет Томаса Мора.

К лучшим работам Гольбейна относятся также портреты Эразма Роттердамского, созданные до переез­да в Англию, в Базеле. Великого гуманиста рисовали многие, в том числе Дюрер. И все же классические изображения Эразма Роттердамского создал именно Гольбейн. Кроме того художник иллюстрировал его книгу «Похвала глупости».

Среди графических работ Гольбейна выделяется серия гравюр на дереве «Пляска смерти».