Мастера немецкого возрождения
Художественная культура эпохи Возрождения >> «Северное Возрождение»
По сравнению с Италией и Нидерландами Германия до середины XV века запаздывала в своем культурно-историческом развитии. Однако к концу XV века на ее почве возникло искусство, по своей мощи ничем не уступающее искусству Возрождения этих стран. Его своеобразие во многом обусловлено той неповторимой общественно-исторической ситуацией, которая вызвала к жизни движение Реформации и Крестьянскую войну.
Дюрер
Самая яркая звезда немецкого Возрождения – Альбрехт Дюрер (1471- 1528), великий живописец, непревзойденный рисовальщик и график, первый немецкий художник-универсал ренессансного типа. Он был инженером и архитектором, изучал математику, писал стихи и теоретические трактаты по искусству. Широко известна связь Дюрера с мыслящими людьми той эпохи, дружба с гуманистами.
Творчество Дюрера вбирает в себя самую суть ренессансных устремлений немецкого искусства. В своих замечательных портретах («Освальд Крелль», «Иероним Хольцшуэр», «Неизвестный молодой человек» и другие) и автопортретах он утверждает в противоположность сословному истинно человеческое достоинство.
К замечательным образцам портретного искусства Дюрера относится «Автопортрет» 1500 года – строго фронтальный и, несомненно, соотнесенный с образом Христа. Подобная смелость могла возникнуть только под кистью гения эпохи Возрождения, прекрасно понимавшего незаурядность своей личности.
В самом конце XV столетия Дюрер исполнил серию гравюр на дереве «Апокалипсис», воспринятую современниками как воплощение их настроений и надежд. Обратившись к самой загадочной части «Нового завета», художник прочитал ее как книгу о своем тревожном и бурном времени, одним из первых в Германии почувствовав приближение Реформации. Потрясающее впечатление производит лист «Четыре всадника», где символически запечатлены страшные людские бедствия – война, мор, голод и смерть.
В руках Дюрера достигла совершенства не только техника ксилографии, но и резцовая гравюра на меди. Большую известность приобрели три «Мастерские гравюры» на меди, содержание которых связано с гуманистическими идеями. Они рассказывают о силе духа, стойкости перед любыми испытаниями судьбы («Рыцарь, смерть и дьявол»), самоотверженном труде ученого («Святой Иероним») и мучительных сомнениях творческой личности («Меланхолия»).
Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола», которую он преподнес в дар родному Нюрнбергу (ныне находится в Мюнхене). Она представляет собой два высоких панно с изображением фигур апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. По традиции считается, что здесь воплощены четыре человеческих темперамента, но наряду с этим Дюрера, несомненно, увлекала идея сотворения образа могучей, духовно богатой личности.
Глубоким сочувствием к человеческим страданиям пронизано творчество замечатального современника Дюрера Матиса Нитхардта (1470/75-1528),
получившего в XVII веке прозвище Грюневальд, прочно за ним укрепившееся. Сохранилось немного работ этого живописца – преимущественно алтарные картины, исполненные в напряженных, пылающих цветовых сочетаниях. В отличие от Дюрера Грюневальд мыслил, прежде всего, как колорист, открывая эмоциональную значимость цвета.
Самым известным творением Грюневальда явился Изенгеймский алтарь (находится во французском городе Кольмаре). На наружных створках его представлено «Распятие», изображение распятого на кресте Христа. Это центральная тема Матиса Грюневальда. «Распятие» Изенгеймского алтаря потрясает чувством безысходного отчаяния. Мертвое тело замученного, израненного Христа – это само страдание. Если раскрыть створки алтаря, можно увидеть и радостные сцены («Рождество», «Воскресение»), но все же главное у Грюневальда это накал трагических эмоций.
Современником Дюрера был и Ганс Гольбейн Младший (Ханс Хольбейн, 1497-1543), последний великий мастер немецкого Возрождения. Работая в различных областях искусства, он был в первую очередь портретистом. Большинство своих портретов Гольбейн написал в Англии, будучи придворным художником короля Генриха VIII. Среди них портрет самого короля Генриха, его жены Джейн Сеймур, портрет немецкого купца Георга Гисце, графический портрет Томаса Мора.
К лучшим работам Гольбейна относятся также портреты Эразма Роттердамского, созданные до переезда в Англию, в Базеле. Великого гуманиста рисовали многие, в том числе Дюрер. И все же классические изображения Эразма Роттердамского создал именно Гольбейн. Кроме того художник иллюстрировал его книгу «Похвала глупости».
Среди графических работ Гольбейна выделяется серия гравюр на дереве «Пляска смерти».