История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Римская литература

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура Древнего Рима

Римская литература в своем развитии использовала богатейший опыт греков. Римляне заимствовали греческие литературные жанры, фор­мы и сюжеты, переводили греческих авторов или подражали им.

В конце 3 века до н.э. выдвинулась целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые взяв за образец греческие эпические поэмы, трагедии и комедии положили начало римской литературе.

Наиболее выдающимся представителем ранней римской литературы был Энний, написавший по образцу гомеровского эпоса историю Рима под названием «Аннáлы». Наряду с «Пунической войной» Невия это первое значитель­ное эпическое сочинение на римском материале.

Вершиной же римского эпоса стала «Энеида» Вергилия, написанная в I веке до н.э., в правление Октавиана Августа. Это была эпоха «золотой латыни», классический период римской литературы.

В отличие от «Илиады» и «Одиссеи», которые создавались как поэ­мы о прошлом, «Энеида» – это поэма о будущем, что было для античной литературы опытом небывалым. Вергилий повествует о странствиях легендарного Энея, потомками которого считали себя римляне, о любви Энея к царице Карфагена Дидоне. По приказу Юпите­ра, предназначившего Энею стать предком основателей Рима, он покидает Дидону.

С помощью пророчицы Сивиллы Эней спускается в царство мертвых, где узнает свою судьбу и судьбу Рима. Он видит души римских царей и героев, в том числе и самого великого из них, Августа.

Прославлявшая великую миссию Рима, победы и величие Августа «Энеида» выразила самосознание римского народа, став самым популярным памятником римской литературы.

Вергилию принадлежат также «Букóлики», сборник из 10 эклог о жизни идеализированных пастухов, и «Георгики» – поэма о мирном тру­де крестьян.

Основоположником римской лирики стал необычайно одарен­ный поэт Катýлл (первая половина I века до н.э.). Среди его стихотворе­ний особенно известна любовная лирика, запечатлевшая историю люб­ви поэта к знаменитой светской красавице Клодии. Здесь отражены все оттенки любовного чувства – восторги и радость, отчаяние и мука.

От пылкой страстности Катулла далека возвышенная и сдержанная муза Горáция, который был современником Вергилия. В его творчестве римская лирика достигла своей кульминации. Поэтическую славу Горация составили главным образом «Оды» – четыре книги с самой разнообразной тематикой. Здесь и любовные стихи, и оды на темы дружбы, и житейс­кие рассуждения. Немало од посвящено политической теме: похвалам Августу, победоносному римскому оружию.

Писал Гораций и сатиры, высмеивая пороки своих современников.

Талантливейшим из римских лириков был младший современник Вергилия и Горация – Овúдий. Уже ранние стихотворения – «Песни любви» – сделали его имя знаменитым. В них не только лирические излияния восхищенной или отчаявшейся души, но и юмор, ирония.

Явно пародийные произведения – «Искусство любви» и «Средства от любви». Это своеобразное практическое руководство для влюбленных, изложенное с присущим поэту изяществом и остроумием. Октавиан Август увидел в «Искусстве любви» насмешку над своим законодательством о браке, и Овидий был отправлен в ссылку, где умер в постоянной тоске по Риму. В ссылке возникли «Скорбные элегии» и «Послания с Понта».

Венцом творчества Овидия стали две большие поэмы – «Метаморфозы» (Превращения) и «Фасты», поэтический календарь римских праздников (не закончены). «Метаморфозы» – это своеобразная стихотворная энцик­лопедия античной мифологии. Овидий пересказал около 250 мифов о пре­вращении людей в растения и животных, подчеркивая мысль о вечности и постоянной изменчивости жизни.

Обостренный интерес римлян к повседневной действительности, к «прозе жизни» способствовал бурному развитию сатиры. «Сатира – целиком наша», – утверждали древние римляне. Действительно, именно в Риме сатира достигла своей высочайшей вершины.

Здесь различали две ее формы. Одна, исключительно стихотворная, развивалась поэта­ми. Это Луцилий, Гораций, Ювенал. Другая разновидность сатиры пред­ставляла собой смесь прозы и стихов («мениппова сатира»). Ее ярчай­шими образцами явились два замечательных сочинения эпохи Нерона (се­редина I века н.э.). Это знаменитый роман Петрония «Сатирикон» и анонимный памфлет «Апофеоз Божественного Клавдия»1, где пародируется обожествление императора Клавдия, который вместо того, чтобы сделать­ся богом, превратился в тыкву.

Сатирическое изображение нравов составляет главное содержание и эпиграмм Марциала, величайшего мастера этого жанра в мировой литературе, и комедий Плавта и Теренция.

Создателем классической латинской художественной прозы стал непревзойденный римский оратор и политический дея­тель Цицерон. Его речи, переработанные для изданий, письма к друзь­ям, трактаты по риторике, философские работы (популярное изложение греческих философских теорий, казавшихся Цицерону полезными для соотечественников) явились ценным вкладом в римскую культуру.

Наиболее выдающимися представителями исторической прозы были Катон Старший, Тит Ливии, Тацит, создавшие труды по истории Рима. В жанре исторической биографии работал Светоний, автор биографий первых двенадцати Цезарей.

В специальной литературе выделяются:

энциклопедические сочинения Варрона, величайшего эрудита, признан­ного корифея в области научных изысканий, писавшего на самые различ­ные темы, начиная с сельского хозяйства и кончая историей римских культов;

архитектурный трактат Витрувия;

энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего, включав­шая все области науки своего времени;

труды врача Цельса, географа Страбона, теоретика сельского хозяйст­ва Колумеллы.

Хотя в Риме и не было создано абсолютно новых философских сис­тем, он дал миру замечательных философов, по-новому осмысливших уже известные теории. Выдающимся римским мыслителем был Лукреций Кар, автор знаменитой поэмы «О природе вещей». В ней блистательное поэтическое воплощение получило учение Эпикура. Целью учения Эпикура было избавление человека от страха перед богами и смертью. Тем же стремлением пронизана поэма Лукреция, который видит путь к преодолению страха в познании истины о природе. Он одно за другим исследует явления природы, делая вывод о естественном, без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, всего живого.

Лукреций Кар был не только философом, но и поэтом. Его поэма, изложенная латинским гекзаметром, это шедевр римской поэзии. Рас­суждая о строении материи, о движении первоначал, о возникновении мира, автор разворачивает великолепную красочную картину с описани­ем рассветов и гроз, весенних ливней и тенистых рощ. Такого единст­ва философии и поэзии, как у Лукреция, в мировой литературе еще не было.

Среди наиболее значительных римских философов выделяется также Сенека – знаменитый писатель и политический деятель, ближайший со­ветник императора Нерона, впоследствии впавший в немилость и казнен­ный по его приказу. Сенека написал множество философских сочинений по вопросам практической морали в духе римского стоицизма2, полных пафоса свободы от страстей («Письма к Луцилию»).

Представителем стоицизма был и "философ на престоле" - импера­тор Марк Аврелий.

С I века н.э. в римскую литературу уверенно включаются предста­вители «провинций»:

блестящий греческий оратор и философ из Малой Азии Дион Хрисостом, проповедовавший возврат к природе и простой жизни;

замечательный греческий писатель Плутарх, один из образованней­ших людей своего времени, мировую славу которому принесли «Сравни­тельные жизнеописании» (биографии знаменитых греческих и римских деятелей) и «Нравственные сочинения»;

происходивший из сирийского города Самосаты крупнейший гречес­кий писатель-сатирик и мыслитель Лукиан, насмешник и вольнодумец;

оратор, философ и художник Апулей из Медавры (Африка) – автор едва ли не самого знаменитого романа античности «Метаморфозы» или «Золотой осел», повествующий о приключениях обращенного в осла юноши.

Во 2 веке греко-римская культура стала уже единой.

В переходный период от античности к средним векам были написаны сочинения римского философа и политического деятеля, симпатизиро­вавшего христианству, Боэция (трактаты о логике, арифметике, музы­ке, богословским вопросам). Последним произведением Боэция был трак­тат «Утешение философией», вошедший в сокровищницу мировой литера­туры.

1 Приписывается Сенеке.

2 стоицизм – философское течение, основанное на вере в провидение. Высшую цель человеческой жизни стоицизм усматривал в добродетели.