История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Эгейская цивилизация

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Наиболее значительными центрами эгейской цивилизации были остров Крит, архипелаг Киклады, легендарная Троя, Микены.

Раньше всех на путь интенсивного культурного развития вступил Крит, искусство которого отличает светлый, яркий, оптимистичный характер. Оно восхваляет физическую силу мужчин, красоту женщин, передает особенности повадки животных. Критское искусство развивалось преимущественно в рамках дворцовой культуры.

Из всех критских дворцов наиболее известен Кносский. Уже в древности он отождествлялся с мифическим Лабиринтом – дворцом, построенным по приказу Миноса для полубыка-получеловека Минотавра, откуда невозможно было найти выход. Это грандиозное сооружение очень замысловатой планировки со сложной системой всевозможных переходов и коридоров. Центром архитектурного комплекса был большой мощеный двор, вокруг которого размещалось множество дворцовых помещений. Парадные залы украшали великолепные росписи, воспроизводящие бытовые сцены, окружающую природу и ее обитателей. Среди излюбленных сюжетов – игры с быком, которые, видимо, носили ритуальный характер. Кроме того, и фрески, и небольшие статуэтки часто изображали жриц со змеями, которые считались хранительницами домашнего очага.

Величайшим достижением критян было изобретение письменности – она получила название «линейного письма A»1.

Культура, близкая критской, существовала на острове Тира, самом южном их всех кикладских островов. Здесь был открыт город, погибший от извержения вулкана. Произведенные здесь раскопки вскрыли мощеные улицы с частично сохранившимися зданиями высотой до трех этажей, изумительной красоты фрески, на одной из которых изображен минойский флот.

Грандиозная катастрофа на о-ве Тира оборвала развитие критской культуры. Ведущее положение в эгейском мире перешло к Микенам, Тиринфу, Пилосу, населенным греками-ахейцами. В отличие от критских дворцов, ахейские поселения представляли собой мощные крепости на высоких холмах, окруженные неприступными стенами циклопической кладки (считалось, что их воздвигали гиганты-циклопы, настолько огромны каменные глыбы, громоздящиеся друг над другом). Самым впечатляющим примером служит Тиринф, толщина оборонительных стен которого достигает 17 м.

Центром микенских дворцов был мегарóн – прямоугольная постройка с двумя колоннами перед входом и очагом посередине. По типу мегарона строились и обычные жилые дома, и древнейшие храмы гомеровской эпохи.

Микены славились своим могуществом и богатством, Гомер называл их «златообильными». Эту славу подтвердило огромное количество изделий из золота, обнаруженное в гробницах микенских царей: погребальные маски, сосуды (часто в виде голов животных), украшения, оружие с искусной отделкой. С микенской крепостью связан единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве – «львиные ворота». Это рельеф с изображением двух львов, застывших по обе стороны от колонны – священного символа правителей Микен, который украшал вход в крепость.

По сравнению с жизнерадостным и близким к природе критским искусством, искусство ахейцев более сурово и мужественно. Это ярко проявилось в сюжетах фресок, в которых преобладают сцены охоты и сражений.

В 12 веке до н.э. эгейская цивилизация была разрушена, очевидно, в связи с нашествием северных народов, в том числе греков-дорийцев.

1 В дальнейшем греки Балканского полуострова приспособили это письмо к своему языку (так называемое «линейное письмо Б», дешифрованное в 1953 году).