Средневековая литература
В средневековой словесности отчетливо различаются три литературных пласта:
-
церковно-религиозная литература;
-
рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества;
-
городская литература.
Наиболее значительна среди них рыцарская литература, представленная героическим эпосом, куртуазной лирикой и романом.
К самым ранним образцам средневекового эпоса относятся предания древних ирландцев – ирландские саги, возникшие во II–VI веках и исполнявшиеся народными певцами, бардами. Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени ýладов. Герой этих саг – богатырь Кухулин, «не имеющий равных среди смертных», который гибнет, защищая родную землю от чужеземцев.
Образец эпоса скандинавских (северогерманских) народов – «Старшая Эдда», с примыкающими к ней исландскими сагами и поэзией скальдов, скандинавских поэтов из среды дружинников.
Дошедшая до нас в рукописи XIII века «Старшая Эдда» была названа так в отличие от «Младшей Эдды», ранее найденного трактата о творчестве скальдов. Она состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость раннего Средневековья. Цикл мифологических песен повествует о богах древних скандинавов, áсах. Главным из них является Óдин (Вóдан, Вóтан у германцев), хозяин Вальхаллы.1 Одину подчинены воинственные валькирии, которые уносят в Вальхаллу павших воинов.
Из героических песен «Эдды» выделяется цикл песен о нифлунгах (нибелунгах) – сказочных карликах, обладателей золотого клада. Коварный бог огня Локи отнял этот клад, в результате чего золото нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причиной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой поэмы «Песнь о нибелунгах».
Итак, в эпосе раннего Средневековья отразился образ жизни древних варварских племен, а также их мифология, более суровая и мрачная в сравнении с греческой.
Эпос зрелого Средневековья – новая ступень в истории этого жанра. Его сюжетной основой явились предания о времени великого переселения народов («Песнь о нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого (французский эпос), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Исторической же почвой стала эпоха государственной консолидации, формирования феодальных общественных отношений.
Если в более ранних памятниках прославлялся героизм людей, борющихся за интересы своего рода и племени, то в эпосе зрелого Средневековья воспет герой, сражающийся за целостность и независимость своего государства. В нем меньше фантастики, почти отсутствуют мифологические элементы, на место которых выдвигаются идеи, связанные с христианской религией.
Во многом типична для зрелого Средневековья «Песнь о Роланде» – памятник героического эпоса Франции. Лучшая редакция этого произведения относится к XI веку.
Исторической основой поэмы стал неудачный поход Карла Великого против басков. На обратном пути через Пиренейские горы один из отрядов армии Карла Великого был атакован ночью в самом опасном месте, Ронсевальском ущелье, коренными жителями, басками. В «Песне о Роланде» это событие приобрело черты величественного подвига, а кратковременный поход превратился в длительную войну против арабов-мусульман во имя христианских идеалов и «милой сладостной Франции».
Жизнь, отраженная в поэме, это жизнь воинов. Основное место среди них занимает Роланд, племянник Карла – горячий, самоотверженный, отдавший жизнь за родину и короля. Рядом с Роландом поставлены его друзья, сподвижники: рассудительный Оливье, епископ Турпен, рядовые воины. Все они своим патриотизмом противостоят предателю Ганелону, виновнику гибели Роланда и его воинов.
В XII веке одно из самых видных мест в средневековой литературе заняла куртуазная лирическая поэзия.
«Куртуазный» (от французского «cour» – двор) означает «придворный», рыцарски-учтивый. Куртуáзия (куртуáзность) как комплекс моральных и эстетических норм носила подчеркнуто светский, внецерковный характер. Она предполагала учтивость обращения, изящные манеры, умение вести беседу и ухаживать за дамами, играть на музыкальных инструментах и слагать стихи. Куртуазия стала знаменем рыцарской культуры, которая родилась на юге Франции, в Провансе в конце XI века.
Провансальские певцы-поэты трубадуры явились первыми куртуазными лириками Европы. В центре их творчества – влюбленный поэт и объект его восторженного поклонения, Прекрасная Дама. Ее место в рыцарской лирике аналогично тому, какое в религиозной поэзии отводилось Мадонне. Она непременно хороша собой и недоступна. Как правило, это замужняя женщина, поэтому куртуазная любовь – тайная, а еще тонкая, изысканная, которая проявляется в форме трепетного обожания. Любовь заставляет средневекового поэта по-новому взглянуть на окружающий мир: он воспевает земную красоту, цветущую природу, а также воинскую доблесть, мужскую дружбу, героику крестовых походов.
Обычно трубадуры были одновременно авторами и текста, и музыки, а также исполнителями своих стихов. Они не декламировали, а пели их под аккомпанемент арфы или цитры. Если рыцарь не располагал вокальными данными, он нанимал менестреля, который исполнял его песни.
Песня – кансона (канцона) – стала основной, наиболее универсальной формой лирики трубадуров. Разновидностями кансоны были альба (утренняя песня), серенада (вечерняя песня), баллада (плясовая песня), пасторела (о встрече рыцаря с пастушкой) и так далее. Воспевая земные чувства, средневековые поэты часто основывались на народной музыке.
Уже в середине XII века опыт трубадуров подхватили труверы северной Франции, а чуть позже немецкие миннезингеры («певцы любви»). Ведающимися представителями рыцарской поэзии были Бертран де Борн, Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель (трубадуры), Кретьен де Труа, Адам де ла Аль (труверы), Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах (миннезингеры).
Рядом с рыцарской лирикой расцвел рыцарский роман, который, как и лирическая поэзия, широко разрабатывал темы военных подвигов и любви. Главным источником рыцарских романов были кельтские народные сказания, в первую очередь, легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Обычная рамка рыцарского романа – картины двора Артура как средоточия идеального рыцарства.
Издавна сложилось поэтическое представление о том, что нельзя сделаться совершенным рыцарем, не потрудившись при дворе короля Артура. Отсюда – паломничество всех героев к этому двору, а также включение самых разных сюжетов в общий артуровский цикл. Так, например, довольно рано в «артуриану» вошла легенда о Святом Граале, в котором видели и таинственный камень алхимиков, и чашу, из которой ел и пил Иисус во время Тайной Вечери. Мотив поисков Грааля постепенно стал ведущим сюжетным компонентом артуровского романа, обогатив его христианской этической идеей.
Связана с артуровским циклом и прекрасная кельтская легенда о Тристане и Изольде, известная в большом количестве обработок, многие из которых погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. Самая замечательная из этих обработок – немецкий роман Готфрида Страсбургского (начало XIII века). Наряду с Готфридом Страсбургским, крупнейшими мастерами рыцарского романа были вышедшие из среды труверов и миннезингеров Кретьен де Труа и Вольфрам фон Эшенбах (его имя прославила рыцарская поэма «Парсифаль» о чудесном рыцаре Лоэнгрине).
Начиная с XIII века, параллельно с рыцарской литературой развивается литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос, она ближе к быту. Диапазон жанров городской литературы простирается от своеобразного аллегорического эпоса о животных (знаменитый «Роман о Лисе», где в качестве героев выведены звери), до небольших стихотворных рассказов (французские фаблио, немецкие шванки и т.д.).
Лирическая поэзия города представлена творчеством вагантов (буквально – «бродячие люди»), озорных школяров, беглых монахов, безработных клириков, пополнивших ряды бродячих музыкантов примерно с XII века. В отличие от рядовых жонглеров, как правило, неграмотных, ваганты знали латынь, и на этом ученом языке слагали свои песни, совершенно далекие от куртуазной манеры. Без всякого жеманства здесь воспевалась плотская любовь, радости винопития, азартные игры, а также высмеивалась знакомая вагантам церковная среда.
1 в германо-скандинавской мифологии – особое царство мертвых для доблестных воинов.