История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Развитие философской и научной мысли в Древней Греции

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Исключительным по своей ценности достижением греческой культуры явилась философия. Ее возникновение означало качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества. Поиск причин всего происходящего в самом мире, а не вне его, проблемный подход – вот то, что существенно отличает философское понимание мира от религиозно­мифологического.

Самая ранняя форма философской науки – натурфилософия, главным объектом изучения которой была природа. Первые философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (представители ионийской школы, возникшей в Милете в 6 веке до н.э.) – пытались ответить на вопрос, что является неизменной первоосновой всего сущего, из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Их искания на рубеже архаической и классической эпох продолжил Гераклит, который первый пришел к мысли о диалектическом развитии мира. По Гераклиту, жизнь природы это непрерывный процесс движения («всё течет»). Первовеществом природы он считал огонь, наиболее способный к изменению.

Все античные философы, начиная с Фалеса, наряду с философскими вопросами занимались изучением астрономических, математических, географических проблем. Сильное воздействие на развитие различных научных дисциплин оказали Пифагор и пифагорейцы (основанное Пифагором религиозно-философское братство). Основой всего сущего пифагорейцы считали числа и числовые отношения.

В 5 – 4 веках до н.э. философия отходит от проблем изучения при­роды. На первый план выдвигаются идеи, связанные с человеческим соз­нанием, политикой, этикой. Первыми, кто осознал необходимость их по­становки, были софисты.

Возникновение софистики связано с развитием рабовладельческой демократии в середине 5 века до н.э., когда обсуждение политических вопросов проходило перед лицом тысяч граждан, и умение говорить красноречиво являлось необходимым условием для участия в любой политической деятельности. По всей Греции стали разъезжать странствующие лекторы, которые брались за плату обучить ораторскому мастерству любого. Их и стали называть софистами, «учителями мудрос­ти».

Софисты утверждали, что увлекательной речью можно одинаково успешно доказывать вещи прямо противоположные. Таким образом, они отрицали всеобщую и объективную истину. Виднейшим софистом был Протагор, много писавший по вопросам государственного устройства, риторике, этике, грамматике.

Принципиальным противником софистики был Сократ. Метод его философствования заключался в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию. Известный тезис Сократа – «истина рождается в споре».

Классические системы античной философии

Создание классических систем античной философии связано с име­нами величайших мыслителей древности – Демокрита, Платона, Аристотеля.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из движущихся атомов, ко­торые воздействуют на все жизненные процессы.

Главным идейным противником Демокрита был Платон, ученик Сократа. Если Демокрит различные жизненные явления объяснял материалисти­чески1, то Платон был крупнейшим представителем философского идеа­лизма. Основой его учения стало представление об «идеях», неких прообразах вещей, вечных и неизменных. Все предметы реального мира являются лишь слабым отражением этих идей.

Платон был великим политическим мыслителем. Он попытался сформулировать важнейшие принципы организации «идеального» общественного строя (в частности, предлагал уничтожить частную собственность). Платон основал в Афинах собственную школу, Академию, где занимались, главным образом, математикой. Платоновская Академия была прообразом европейского университета, высшей школы с регулярным обучением.

В Академии Платона получил образование Аристотель, наиболее универсальный ученый древности. Он изучал почти все проблемы развития природы и общества, и сумел свести всю массу знаний в единую научно­философскую систему. Начав свою деятельность как ученик Платона, Аристотель позднее порывает с ним, стремясь преодолеть идеализм сво­его учителя.

Аристотель создал в Афинах собственную школу – Ликей.

Наука

В 5 веке до н.э. из натурфилософии выделяются отдельные науки. Так, например, в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, которая становится предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направ­лению. Среди крупнейших ученых выделяется фигура Евдокса Книдского, открывшего в математике теорию пропорций и ставшего создателем теоре­тической астрономии (он пытался представить движение небесных тел в виде системы вращающихся сфер, высчитал примерный объем Земли).

Появились профессиональные потомственные врачи, разработавшие первые научные принципы медицины. Наиболее значительным вра­чом античности был Гиппократ, который стал по-новому объяснять причи­ны болезней, ставя их в зависимость не от божественной воли, а от условий человеческого существования.

Если Гиппократа называли «отцом медицины», то почетное имя «отца истории» завоевал Геродот. Своим объемным трудом «История», где прослеживаются судьбы народов, втянутых в греко-персидские войны, Геродот положил начало греческой историографии. Кульминации же своей греческая историография достигла у Фукидида, написавшего «Историю Пелопоннесской войны». Он принимал в этой войне самое непос­редственное участие как военачальник, и в своем труде постарался рас­крыть причинные связи исторических событий.

Фукидид не завершил свою «Историю». Последние годы Пелопоннесской войны описаны уже Ксенофонтом Афинским, последователем Фукидида.

1 как известно, вопрос о том, что является первичным – дух или при­рода, сознание или материя – основной вопрос философии. Философов, признающих первичность материи, называют материалистами, их противников – идеалистами.