История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Влияние церкви на духовную жизнь средневекового общества

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура средних веков

Религия в средние века приобрела всеобъемлющий характер. Религиозные представления стали основой всякого мышления. «Богооткровенные истины», авторитет священного писания ставились выше всего. Согласно христианскому убеждению, все в руках Господа, а Божья воля неисповедима.

Важная черта средневекового религиозного сознания – восприятие земного существования человека как краткого мига испытаний перед вечным загробным блаженством. Отсюда – отречение от «мирской суеты», от всего того, что украшает земную жизнь: физического здоровья, телесной красоты, чувственной любви. «Помни о смерти!» – постоянный рефрен средневековых проповедей.

Очень популярной становится идея подвижничества, жертвенного аскетизма. Распространяется монашество – добровольный «уход от мира», то есть лишение себя жизненных радостей во имя приближения «царства Божьего». Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником монашества и канонизированным католической церковью, был Антоний Великий (251-356). Строгими аскетами являлись и многие византийские василевсы1 (Никифор Фока, Михаил IV и другие).

Христианства вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство, новый эстетический идеал, противоположный идеалу античности. Гармония внутреннего и внешнего, души и тема, типичная для идеальных образов античности, более неприемлема. У средневекового художника иное понимание красоты и совершенства: видя свою главную задачу в воплощении божественного начала, он утверждает превосходство духа над плотью. Вот почему изобразительное искусство Средневековья подчеркнуто условно в передаче реального мира. Оно не стремится к точному правдоподобию, ведь внешний облик человека – это всего лишь бренная оболочка бессмертного духа. Пропорции человеческих фигур произвольны, складки одежд подчас не согласуются с формами и движение тела, нет ощущения объемности, вещественности, пространственности. Вокруг изображений развертывается беспредельный золотой или цветной фон, погружая всякое единичное существо в бесконечность.

Средневековье отвергло круглую скульптуру – ее объемность казалась слишком «телесной» и напоминающей о языческих богах. Византия почти совсем оказалась от круглой пластики, оставив ее только в декоративно-прикладном искусстве. На Западе статуя уступила место скульптурному рельефу, который только в период готики стал приближаться к круглой скульптуре.

Поистине огромен интерес средневекового искусства к нравственному облику человека, к тому, что определяется обобщенно словом духовность. «Не блуждай вовне, но войди вовнутрь себя», – писал на заре Средневековья величайший христианский мыслитель Августин Блаженный.

Воспринимая каждое жизненное явление как отблеск «божественного прототипа», искусство стремилось изображать не единичный предмет, а лежащую в его основе божественную идею. Отсюда – замена всего индивидуального типического и огромная роль канона – твердо установленных правил изображения тех или иных сюжетов, персонажей. Средневековый мастер работал «по образцам», стараясь сохранить верность принятой иконографии.

Отсюда же – огромная роль символов, способных за видимой оболочкой скрыть намек на тайное и сущее. Язык символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией, и тайным его приверженцам нужно было скрыть от язычников смысл изображений. В настенной живописи римских катакомб – погребальных камер ранних христиан – искупительную жертву Христа и покровительство Святого Духа символизировали виноградная лоза, голубь и крест. Иисус Христос как спаситель человеческих душ изображался в облике юноши–пастуха с ягненком на плечах, и так далее.

Четвертый и пятый века в истории мировой культуры – это период ранне-христианского искусства, общий для Западной и Восточной Европы. Нижняя граница этой периодизации – 313 год, официальное признание христианства. Она достаточно условна и может быть отодвинута вглубь веков.2 И только на рубеже пятого – шестого веков начинается история двух культур, собственно Византии и Западной Европы.

1 официальный титул правителя Византийской империи.

2 христианская живопись римских катакомб относится ко II и III векам.