Скульптура и живопись в Древнем Риме
В отличие от греческого изобразительного искусства, в котором преобладали произведения на мифологические темы, в Риме доминирующее значение приобрел портрет, прежде всего скульптурный. Типичными стали также картина повествовательного характера, рассказывающая о конкретных событиях, и исторический рельеф. Они изображали определенные документальные эпизоды, обычно военные, точно воспроизводя местность, где происходила битва, расположение войск и так долее. Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности.
Скульптурный портрет – одно из высших достижений римского искусства. Своими истоками этот жанр связан с обычаем почитания умерших предков, заимствованным у этрусков. С лица покойного снималась маска, с бесстрастной точностью воспроизводящая внешний облик человека. Она не была художественным произведением, но приучала ценить в искусстве конкретную человеческую индивидуальность.
Если греки обычно идеализировали, приукрашивали оригиналы, то римляне стремились максимально правдиво передать внешнюю и внутреннюю суть того, кого изображали. Они не стеснялись грубости и даже безобразия, если те были отличительной чертой данного человека. Отказ от идеализации, беспощадный реализм – характерная особенность римского искусства. Так, например, в скульптурном портрете императора Веспасиана подчеркнуты неприятный сверлящий взгляд глубоко посаженных глаз, покрытый морщинами лоб, большие уши, массивный подбородок и крепкая жилистая шея. В выражении лица чувствуется твердая воля, практицизм и хитрость. В портрете Каракаллы гневно сдвинутые брови, подозрительный взгляд исподлобья, резкий поворот головы обнажают тиранический характер, беспощадную жестокость.
Широко распространен был тип статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, национальной одежде римского гражданина. Это воплощение образа делового человека, государственного деятеля, законодателя, полководца. Много подобных статуй возникло в эпоху республики, когда римским чиновникам было предоставлено право воздвигать в общественных местах свои скульптурные изображения.
Исторические рельефы в Риме украшали общественные здания, городские ворота, храмы, мемориальные колонны. Блестящим образцом исторического рельефа является колонна императора Траяна на Римском форуме. Она облицована мраморными плитами с последовательным изображением главных событий похода римских войск против даков. Это настоящая энциклопедия жизни Древнего Рима: здесь запечатлены сцены битв, осады крепостей, постройки мостов, заседаний военных советов, жертвоприношений и так далее. Длина рельефной ленты, опоясывающей колонну – 200 метров.
Памятников древнеримской живописи сохранилось значительно меньше, чем архитектурных и скульптурных произведений. Судя по этим образцам, римские художники достаточно уверенно решали различные живописные проблемы, такие, как передача движения, глубины пространства в перспективе, раскрытия человеческого характера в портрете и так далее. Лучше всего римская живопись известна по настенным росписям и мозаикам, найденным при раскопках Помпей, города, погибшего при извержении Везувия в 79 году н.э.
Есть росписи чисто декоративного характера, подражающие кладке стены из цветного мрамора. Другие, более поздние фрески носят пространственный характер: на них изображены различные архитектурные детали – колонны, карнизы, арки, создающие полную иллюзию реальности и как бы расширяющие пространство помещения. Часто в центре стены размещались большие картины на мифологические сюжеты; встречаются и сцены быта, портреты, фантастические и реальные пейзажи.
Великолепным образцом римских настенных росписей являются фрески виллы Мистерий в Помпеях с изображением религиозной церемонии (вследствие чего и саму виллу археологи назвали виллой Мистерий). На темно-красном фоне представлены участники действа: величавые матроны, стройные девушки, танцующая молодая вакханка.