Искусство Византии
Глубоко своеобразная культура Византии начала свой путь как бы сразу с кульминационной точки: ее первый расцвет приходится на 6 век, «эпоху Юстиниана» (527–565). В это время Византийская империя достигла предельного могущества, сравнимого с величием императорского Рима. Она занимала обширную территорию, имела огромный международный престиж. Иноземцев поражал внушительный облик византийской столицы, Константинополя, блеск и роскошь императорского двора, торжественность церковного богослужения.
Главными силами, на которые опирался император Юстиниан, были армия и церковь, нашедшая в его лице ревностного покровителя. При Юстиниане сложился специфический для Византии союз духовной и светской власти, основанный на главенстве василевсов – императоров,
В эпоху Юстиниана высочайшего подъема достигло византийское зодчество. На границах страны возводятся многочисленные укрепления, в городах сооружаются храмы и дворцы, отмеченные грандиозностью масштабов и имперским великолепием. В это время были основаны две главные святыни Константинополя – патриарший собор св. Софии и церковь св. Апостолов.
Святая София явилась высшим достижением византийского зодчества: за все последующие столетия истории Византии не было создано храма, равного этому. Гигантское по объему сооружение, творение малоазийских архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета – стало воплощением силы византийского государства и торжества христианской религии.
По своему плану храм св. Софии – трехнефная базилика, то есть прямоугольное здание, но прямоугольное пространство здесь венчает огромный круглый купол (так называемая купольная базилика). С двух сторон этот купол поддержан двумя более низкими полукуполами, к каждому из которых, в свою очередь, прилегает по три полукупола меньшей величины. Таким образом, все продолговатое пространство центрального нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, полукуполов.
Четыре массивных опорных столба, несущих главный купол, маскируются от зрителя, а сорок окон, окружающих его основание почти сплошным светящимся венком, создают потрясающий эффект. Кажется, что огромная чаша купола парит в воздухе, словно светоносная корона. Не удивительно, что современникам храм св. Софии казался созданным «не человеческим могуществом, но божьим соизволением».
Наружный вид храма св. Софии1 с его гладкими стенами отличается суровой простотой. Но внутри помещения впечатление резко меняется. Юстиниан задумал построить здание не только самое большое, но и самое богатое по внутренней отделке. Церковь украшают более ста малахитовых и порфировых колонн, специально привезенных из различных античных храмов, плиты разноцветного мрамора ценнейших пород, замечательные мозаики, с их блеском золотого фона и великолепием красок, тысячи канделябров из массивного серебра. Над амвоном – возвышением, на котором произносится проповедь – был балдахин из драгоценных металлов, увенчанный золотым крестом. Из золота были чаши, сосуды, переплеты священных книг. Небывалая роскошь этого собора настолько изумила послов киевского князя Владимира, которые в X веке побывали в Царьграде (так именовали главный город Византии на Руси), что они, как повествует летопись, не могли понять, на земле они находятся, или на небе.
Св. София не стала образцом для последующего развития византийского зодчества, однако дала для него мощный импульс: на многие века здесь утвердился тип купольного храма.
В большинстве византийских церквей купол, символизирующий небесный свод, возвышается в центре постройки. Какой бы ни была планировка – круглой, квадратной, многогранной – все такие здания называют центрическими. Самыми распространенными среди них с VII века становятся крестово-купольные храмы, по своему плану напоминающие равноконечный (греческий) крест, вписанный в квадрат?2
Центрическая композиция привлекала византийских зодчих уравновешенностью и чувством покоя, а планировка (крест) более всего удовлетворяла требованиям христианской символики.
Если выразительность античного храма заключалась по преимуществу во внешнем облике (поскольку все обряды и празднества происходили снаружи, на площади), то главная содержательность и красота христианской церкви сосредоточена в интерьере, ведь христианский храм – это место, где собираются верующие для участия в таинстве. Стремление создать внутри храма особую, как бы отделенную от внешнего мира среду, вызвало особое внимание к внутреннему декоративному убранству, связанному с нуждами христианского богослужения.
Богатство оформления интерьера создавалось, прежде всего, мозаиками, украшавшими своды и верхнюю часть стен. Мозаика – это один из основных видов монументального искусства, представляющий собой изображение или узор из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и пр.
В Византии мозаику ценили за ее драгоценность, за возможность достичь неожиданных оптических эффектов. Мелкие кубики мозаичной кладки, положенные под небольшими углами друг к другу, отражают свет перекрестными лучами, что создает переливчатое волшебное мерцание. Более крупные кубики смальты, положенные ровными рядами, напротив, создают «зеркальную» поверхность и мозаика приобретает эффект сильного свечения.
Уникальные образцы византийской мозаики хранят церкви и мавзолеи Равенны, города в Северной Италии, близ Адриатического моря. Наиболее ранний среди них – декор мавзолея византийской царицы Галлы Плацидии (середина V века). Внутри мавзолея, над входом помещена замечательная композиция, представляющая Христа – доброго пастыря среди холмистого пейзажа. Он молод и безбород: так изображали Христа в первые века христианства, когда еще были живы античные представления о вечной юности, как атрибуте божества. Торжественным жестом Иисус водружает крест, главный символ христианства.
Более поздний цикл мозаик находится в алтаре церкви Сан Витале (святого Виталия) в Равенне (VI век). Наряду с библейскими сюжетами здесь представлены две «исторические» сцены, церемониальный выход императора Юстиниана и его супруги императрицы Феодоры со своими свитами в храм. Они запечатлели богатство и роскошь византийского двора, сверхземное величие монарха. Фронтальные застылые фигуры расположены сплошным рядом на золотом фоне. Царит строгая торжественность, во всех лицах, похожих друг на друга, читается суровая отрешенность и сила духа.
К числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи принадлежали ныне утраченные3 мозаики церкви Успения в Никее (VII век) с изображением «ангелов небесных сил». Удивительны лица этих ангелов, с их отчетливой чувственной привлекательностью. Но эта чувственность бесплотна, она связана с экстатическим внутренним вдохновением. Стремление к передаче огромной духовной концентрации, к предельной спиритуализации4 художественной формы осталось идеалом для византийского искусства в течение столетий.
Особое место в ансамбле христианского храма принадлежит иконе5. Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу», языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения6 стремясь отличить их от произведений монументального искусства (мозаик, фресок).
В отличие от обычной станковой картины икона – предмет моления. Она рассматривается церковью как особый символ, таинственно связанный с «божественным», сверхчувственным миром. Созерцая иконный образ, человек может духовно приобщиться к этому миру.
Происхождение икон обычно связывают с древнеегипетскими заупокойными живописными портретами, предназначенными для «перехода» человека в потусторонний мир. По месту первой крупной находки этих памятников в оазисе Файюм (1887) они были названы файюмскими (фаюмскими) портретами. Изображения, исполненные на деревянных досках восковыми красками еще при жизни заказчика, после его смерти служили погребальной маской.
Древнейшие сохранившиеся иконы, близкие файюмским портретам, относятся к VI веку. Они обычно изображают одного святого, чаще всего по пояс или погрудно, строго в фас или трехчетвертном повороте. Взгляд святого, полный духовной глубины, обращен прямо на зрителя, ведь между ним и молящимся должна возникать некая мистическая связь.
К выдающимся памятникам византийской иконописи VI-VII веков относятся три иконы из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос», «Апостол Петр» и «Богоматерь между св. Федором и св. Георгием».
Период блестящего расцвета (VI – VII века) сменился трагическим для византийского искусства временем. В VIII – IX веках в стране бушевало иконоборческое движение, связанное с запретом изображений на христианские темы. Иконоборцы, на стороне которых стояли император и его двор, патриарх и высший круг духовенства, восстали против того, чтобы изображать Бога и святых в человеческом облике, основываясь на теологических аргументах о невозможности воспроизвести божественную сущность Христа в материальной форме.
В период иконоборчества иконы были официально запрещены, множество их было уничтожено. Церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и орнаментальными росписями. Культивировалось светское искусство: живописные пейзажи, изображения животных и птиц, сюжетов античных мифов и даже состязаний на ипподроме. Эти росписи были почти полностью уничтожены сторонниками иконопочитания (в основном это широкие слои простого народа, низшего духовенства, привыкшие поклоняться иконам) после того, как оно было восстановлено.
После победы над иконоборчеством, заклейменном в 843 году как ересь, в византийском искусстве происходят важнейшие для его дальнейшего развития явления. Они связаны с началом сложения иконографического канона – постоянных иконографических схем, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Росписи храмов приводятся в стройную систему, каждая композиция обретает строго определенное место.
В куполе храма изображался Христос Пантократор (Вседержатель), окруженный ангелами. Между окнами в барабане – верхней части здания, служащей основанием купола – помещались пророки или апостолы. На парусах, вверху столбов, поддерживающих купол, разместились евангелисты, четыре «столпа» евангельского учения. В апсиде, алтарном выступе, находится изображение Богоматери, чаще всего в типе Оранты, то есть молящейся с воздетыми руками. Около нее парят архангелы Михаил и Гавриил. В верхней части стен храма представлены эпизоды из жизни Христа, куда обязательно включались изображения 12 праздников (Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения и так далее). В нижней части храма предстают фигуры отцов церкви, первосвященников, святых мучеников. Однажды найденная, эта система росписи в основных чертах оставалась неизменной в течение многих столетий во всех странах православного мира.
В послеиконоборческий период, особенно в XI – XII веках, византийское искусство находит свои самые совершенные типы и самые идеальные формы как в мозаиках7, так и в иконах8 и в книжной миниатюре. Глубокая одухотворенность лиц, легкие «парящие» фигуры, плавная текучесть линий, округленность контуров, блеск золота, насыщающего изображение неземным светом, отсутствие какого-либо напряжения – все это создает совсем особый образный мир, исполненный возвышенного покоя, гармонии и божественного вдохновения.
XIII и XIV века – эпоха поздней византийской культуры. Несмотря на сильнейшее экономическое и политическое ослабление Византии, утратившей большую часть своих территорий, искусство этого времени отмечено высочайшими достижениями, в первую очередь в живописи. Замечательными памятниками начала XIV века, когда искусство потянулось к большей экспрессии и свободе, к передаче движения, являются икона «12 апостолов», мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе, представляющие жизнь Христа и Богоматери.
Однако новым художественным идеалам не суждено было по-настоящему окрепнуть на почве угасающей Византии. Видимо, не случайно покинул империю самый талантливый константинопольский мастер второй половины XIV века Феофан Грек, предпочтя ей Русь.
В 1453 году Византия, покоренная турками, перестала существовать, однако ее культура оставила глубокий след в истории человечества. Сохранив живую античную традицию, византийцы первыми в средневековом мире разработали художественную систему, отвечавшую новым духовным и общественным идеалам, и выступили по отношению к другим народам средневековой Европы своеобразными учителями и наставниками.
1 искажен турецкими пристройками (минаретами и пр.)
2 На Западе же восторжествовала идея базилики.
3 церковь Успения уничтожена разрывом снаряда в 20х годах XX века.
4 спиритуализм (от лат. spiritualis , то есть духовный) – философское учение, признающее сущностью мира духовное первоначало.
5 в переводе с греческого – образ.
6 станковая живопись – переносная картина, написанная на холсте или доске. Не предназначена для точно обусловленного места в интерьере какого-либо здания.
7 мозаики Софии Константинопольской, среди которых особенно выделяется «Архангел Гавриил»; мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни близ Афин, XI век.
8 «Владимирская Богоматерь», «Св. Григорий Чудотворец», обе XII век.