История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Раннее Возрождение (кватроченто)

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения

Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протя­жении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Брунеллески.

Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспек­тива – это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отда­ленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы приме­нялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как на­учно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.

Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вы­вод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью – на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.

Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом», 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Ма­заччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица», 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подроб­ную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о жи­вописи» (1435).

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.

Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия1. Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему при­надлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрожде­ния – вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланд­жело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых рефор­маторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарно­го пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих италь­янских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский пер­сонаж в таком виде.

Другое знаменитое творение Донателло – памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кош­ка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека но­вого времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».

Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре. Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быст­рому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то зда­ния эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отли­чает удивительная пропорциональность.

Первый крупный памятник ренессансного зодчества – воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В сво­их размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное ос­нование.

Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит пост­ройкой приюта для сирот, Воспитательного дома. Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем – фасад, украшен­ный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге – здание, полностью противо­положное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.

Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо.

Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо прибли­жались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесен­ный арочными галереями.

Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в ис­тории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выпол­нялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.

Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», тракто­ванный с исключительной драматической силой.

Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его уче­никам доступ в город Капернаум).

Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искус­ства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех по­следующих живописцев, местом паломничества.

Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.

К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение челове­ческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном раз­вороте, а не в профиль, как раньше.

Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).

Боттичелли – представи­тель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Ме­дичи,2 талантливого политика и дипломата, блестяще образованного че­ловека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников

Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические прог­раммы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.

Венера – центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внут­ренняя сила, сила духовной жизни.

То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю порт­реты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.

Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века3, определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».

В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвига­ются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Двор­цом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом станов­лении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.

1 Название происходит от древнегреческого «крестить», то есть крестильня.

2 Медичи – семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.

3 народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Саво­наролы от церкви и его смерть на костре.

Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.