Раннее Возрождение (кватроченто)
Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протяжении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Брунеллески.
Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспектива – это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы применялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как научно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.
Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вывод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью – на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.
Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом», 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Мазаччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица», 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подробную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о живописи» (1435).
Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.
Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия1. Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему принадлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрождения – вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланджело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.
Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых реформаторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарного пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих итальянских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский персонаж в таком виде.
Другое знаменитое творение Донателло – памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кошка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека нового времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».
Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре. Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быстрому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отличает удивительная пропорциональность.
Первый крупный памятник ренессансного зодчества – воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В своих размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное основание.
Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит постройкой приюта для сирот, Воспитательного дома. Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем – фасад, украшенный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге – здание, полностью противоположное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.
Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо.
Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо приближались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесенный арочными галереями.
Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в истории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выполнялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.
Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», трактованный с исключительной драматической силой.
Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его ученикам доступ в город Капернаум).
Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искусства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех последующих живописцев, местом паломничества.
Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.
К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение человеческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном развороте, а не в профиль, как раньше.
Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).
Боттичелли – представитель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Медичи,2 талантливого политика и дипломата, блестяще образованного человека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников
Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические программы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.
Венера – центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внутренняя сила, сила духовной жизни.
То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю портреты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.
Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века3, определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».
В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвигаются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Дворцом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом становлении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.
1 Название происходит от древнегреческого «крестить», то есть крестильня.
2 Медичи – семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.
3 народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Савонаролы от церкви и его смерть на костре.
Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.