История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Римский театр

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура Древнего Рима

Даже в пору своего высшего расцвета римский театр не имел того высокого общественного значения, каким обладал театр в античной Греции. Театральные представления являлись одной из форм массовых зрелищ, развлечений, и не носили признаков культового действа, не были связаны с почитанием богов.

Театральные спектакли по греческому образцу во время больших праздников в Риме впервые стали играть в 240 году до н.э. Это были трагедии и комедии Ливия Андроника. Грек по происхождению, ставший первым римским поэтом, Ливии Андроник известен также как первый пе­реводчик «Одиссеи».

Вскоре появились трагедии на римский сюжет. Их сочиняли Невий, Энний, Пакувий и другие римские поэты.

В римской трагедии не ставились сложные политические, философ­ские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Кроме того, в ней явно утратил свои ведущие позиции хор, уступивший первенство сольному пению.

Начиная с I века до н.э. римская публика постепенно утратила интерес к трагедии. Последний ее подъем связан с творчеством Сенеки, создавшего 9 трагедий на мифологические темы (это единственный пример полностью дошедших до нас римских трагедий).

Наряду с трагедией в Риме существовало две разновидности коме­дии: паллиата – комедия, связанная с греческой средой, ге­рои которой носят греческие имена и одеты в греческую одежду;

тогата – комедия с национальным римским сюжетом, дейст­вующие лица которой выступали в тоге, отсюда и название.

Наивысшего расцвета римская комедия достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба работали в жанре паллиаты, но римский зритель без труда узнавал здесь себя, свои нравы.

Плавт, выходец из низов, наполнял свои комедии множеством подробностей, заимствованных из римского быта, судебной практики, фольклора, веселя зрителя остроумными, порой грубоватыми шутками. Главный герой его комедий – ловкий, неистощимый на выдумки раб (чего не могло быть в тогате). Обычно он помогал молодому хозяину в улаживании его любовных дел или в выманивании денег у скряги-отца. Большую роль в комедиях Плавта играла музыка, так называемые кантики (от латинс­кого «пою»), одни из которых приближались к ариям, другие исполня­лись речитативом под музыкальный аккомпанемент.

Излюбленными темами комедий Теренция были семейные конфликты, пробле­мы воспитания. От комедий Плавта произведения Теренция отличаются более изысканным языком, отсутствием вульгарных шуток и непристой­ностей. Душевный мир его героев более сложен, чем у героев Плавта.

Впоследствии римская комедия утратила свое значение, и ее место заняла литературная ателлана, а затем мим и пантомима.

Первоначально ателлана была одним из видов народных игро­вых представлений, которые существовали в Италии еще в древнейшие времена. В народных ателланах действовали четыре постоянных персона­жа-маски: глупец, обжора, плут и скряга. Твердого текста не имелось, и исполнение основывалось на импровизации.

Со временем из народной ателланы выросла литературная ателлана (начало I века до н.э.). Не­затейливые сюжеты из жизни низших слоев населения обыгрывались в чисто фарсовом духе, с грубыми шутками и откровенной эротикой.

Мим первоначально представлял собой импровизацию на фриволь­ную тему, разыгрываемую одним или двумя актерами без масок. Со временем он приобрел литературную форму.

Отсутствие в миме масок открывало широкий простор для искусст­ва мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Содержание мимов связано с бытом столичного плебса, чаще всего сценами супружеской невер­ности. Большую роль играли всевозможные потасовки, брань.

Самым знаменитым римским мимографом был Публúбий Сир. Отдельные изречения его персонажей стали популярными пословицами.