Художественная культура эпохи Возрождения
Время, пришедшее на смену Средневековью, отмечено такими удивительными свершениями во всех областях человеческой деятельности, что ему найдется немного параллелей в истории мировой культуры. Новая эпоха получила название Возрождение или, если пользоваться французской терминологией, Ренессанс, подчеркнувшее ее связь с античностью.
Понятие «возрождение» появилось в литературных сочинениях XVI века, в том числе в известных «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, ученика Микеланджело. Вазари говорит о возрождении искусства после долгого периода упадка, которым, по его мнению, было Средневековье. И эту убежденность в особой значительности и в превосходстве своего времени по сравнению с предшествующим периодом разделяли все деятели Возрождения. Они клеймили самыми негативными эпитетами культуру Средневековья, отвергали средневековую теологию и философию, и противопоставляли им земное отношение к природе и человеку, свойственное античности. Таким образом, Возрождение восстановило в новых исторических условиях систему ценностей античного мира.
Новая эпоха далеко не одновременно наступила в различных европейских странах. Раньше всего, уже на рубеже XIII-XIV, – в Италии, которая стала родиной Возрождения. Именно Италия оказалась наиболее подготовленной к духовному обновлению в силу ряда причин. Уже во второй половине XIII века, в период коммунальных революций, наиболее развитые города Италии добиваются самоопределения и вступают в пору экономического подъема. В городских республиках создаются предпосылки для зарождения элементов раннекапиталистического производства, бурного развития ремесел, банковского дела. Наряду с исключительно выгодным географическим положением страны, сделавшим Италию главной торговой посредницей между Востоком и Западной Европой, это способствовало быстрому росту благосостояния и культурного уровня итальянских городов. Огромную роль сыграли и непосредственные связи с античностью, с Древним Римом.
В XV-XVI веках Возрождение охватило страны, расположенные к северу от Альп: Нидерланды, Францию, Германию и другие.
Возрождение не было устойчивой, спокойной эпохой. Европа переживала глубокий кризис, но отнюдь не крах феодальной системы. Элементы капиталистического производства тесно переплетались с традиционными для средневекового города формами ремесленного труда. Всю полноту экономического могущества и политический вес сохраняла церковь.
Переломный, динамичный, контрастный характер эпохи проявился в ожесточенной классовой борьбе: во всей Европе разворачивались широкие антифеодальные движения, главной силой которых было крестьянство. Жакерия во Франции, гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии, буржуазная революция в Нидерландах – в ходе этих битв зарождался новый класс, буржуазия.
В XVI веке на культуру Возрождения оказали большое влияние идеи Реформации или Протестантизма. Идейные вожди протестантского движения – Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Швейцарии – говорили о том, что католическая церковь отклонилась от истинного пути, что жизнь церковников, несущих народу слово Божье, разительно отличается от проповедуемого ими идеала. В результате борьбы за реформу церкви от католического Рима откололись Нидерланды, Скандинавские страны, Женева, часть германских княжеств. Здесь возникли новые, протестантские приходы, которые отличались от католических соборов простотой и даже бедностью внутреннего убранства в духе раннего христианства. Григорианский хорал, с его традиционной латынью, был заменен духовными песнопениями на национальных языках – немецком, французском.
На национальные языки была переведена и Библия. Особенно возмущало католическое духовенство то, что протестанты отрицали посредничество священника в общении верующего с Богом, поскольку считали, что христианин может непосредственно обращаться к Богу, минуя и храм, и священника.