Великие венецианцы
Вслед за Римом в число ведущих центров Высокого Возрождения выдвинулась Венеция, богатейшая патрицианская республика, державшая в своих руках всю торговлю между Европой и странами Востока. Венеция играла важнейшую роль в развитии гуманистической образованности и книгопечатания в Италии. В конце XV века здесь была основана знаменитая типография Альда Мануция, считавшаяся лучшей в Европе. Она печатала многочисленные произведения античных авторов, среди которых – обширное собрание работ Аристотеля.
В городе процветали ремесла, особенно много производилось всевозможных предметов роскоши, драгоценностей, тканей. Любовь к цветной одежде, многокрасочным коврам, многоцветным украшениям роднила Венецию с Востоком и, несомненно, определила своеобразие венецианского искусства.
Особенностью венецианской школы является колоризм, сложнейшая разработка цвета, его многозвучности. Именно цвет, способный передать мир во всем его неисчерпаемом красочном богатстве, стал подлинной стихией венецианской живописи, главным выразителем духовного содержания картины.
Влажная атмосфера Венеции была губительна для фресковой живописи, поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Масляная живопись давала возможность сообщить всему изображаемому живую телесность, материальную конкретность, что как нельзя лучше отвечало светскому мироощущению венецианцев.
Жители процветающей республики воспринимали мир мажорно и оптимистично. Не удивительно, что венецианское искусство чаще, чем в других итальянских школах, имело светский характер. В живописи традиционные религиозные сюжеты нередко переносились в обстановку современной Венеции, богатую множеством жизненных деталей.
Для обширных залов резиденции венецианских правителей – Дворца дожей – писались большие исторические композиции и портреты. Богатые и образованные патриции заказывали для своих коллекций картины на сюжеты из античности или итальянской поэзии.
В течение многих лет художественную жизнь Венеции возглавлял Джованни Беллини (около 1430-1516), крупнейший мастер венецианского кватроченто, творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
Обаяние его таланта ярче всего раскрылось в лирически сосредоточенных алтарных картинах, изображающих мадонну на троне в окружении святых (так называемые «Святые собеседования»), и портретах, полных интереса к человеческой личности («Портрет дожа Лоредана»).
Из мастерской Беллини вышли живописцы, с именами которых связана самая блистательная эпоха в истории венецианской школы – Джорджоне и Тициан.
Немногочисленные картины Джорджоне да Кастельфранко (1477-1510) должны были стать откровением для современников. Светская тематика решительно возобладала в них над религиозной. Созданный Джорджоне образ мира необычен для итальянского искусства того времени с его тяготением к грандиозному величию и героическим интонациям. Это мир идиллически-прекрасный и простой, полный задумчивой тишины.
Картины Джорджоне лишены внешнего действия, в них обычно ничего не происходит и в персонажах на первый план выступает глубокая поэтическая сосредоточенность. Так, например, в «Юдифи» известная библейская тема решена не в героическом, а в лирическом плане: подвиг уже совершен, прекрасная юная женщина погружена в свои мысли. Господствует мягкий колорит, тонкие, нежные оттенки красок. То же – в «Спящей Венере», где воплощен излюбленный сюжетный мотив Джорджоне: обнаженное женское тело под открытым небом (олицетворение единства прекрасного человека и природы). Джорджоне не дописал эту картину: совсем молодым он погиб от чумы. По свидетельству современников, картина была закончена Тицианом, дорисовавшим пейзаж.
Тициан Вечеллио (1487-1576) художник иного масштаба и творческого темперамента. Тициана привлекали не созерцательное спокойствие или лирическая самоуглубленность, а героическая активность, полнота физических и духовных сил, что роднит его с Микеланджело. Многие тициановские произведения – это настоящий гимн полнокровной, цветущей женской красоте («Венера перед зеркалом», «Венера Урбинская»), беспредельному стремлению человеческого духа («Ассунта» или «Вознесение Марии»), радости земного бытия. Здесь в полной мере нашел выражение жизнеутверждающий пафос эпохи.
Вместе с тем, ни один мастер XVI века, за исключением Микеланджело, не смог так глубоко осмыслить трагедию крушения ренессансного мироздания, как это сделал Тициан в поздних своих работах («Положение во гроб», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян», «Коронование терновым венцом»).
Тициановские портреты («Ипполито Риминальди», «Ипполито Медичи», «Пьетро Аретино», «Томмазо Мости», «Карл V» и множество других) поражают умением с поразительной прозорливостью передать самую суть человеческого характера: уверенность и достоинство, лицемерие и подозрительность. Наряду с одиночными портретами Тициан создавал и групповые («Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе»).
Праздничную, вольнолюбивую атмосферу Венецианской республики как никто другой сумел выразить Паоло Веронезе (1528-1588). Он был родом из Вероны (отсюда прозвище Веронезе, то есть «веронец»), но большую часть жизни проработал в Венеции. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что ему даже пришлось предстать перед судом инквизиции. Веронезе писал главным образом на темы Ветхого и Нового заветов, где в рамках священного сюжета изображал картины пиров, празднеств и триумфов, а также развернул целую портретную галерею видных венецианцев («Брак в Кане», «Пир в доме Левия» и многие другие работы).
В противоположность ликующим, приподнятым образам Веронезе творчество его современника Якопо Тинторетто (1518-1594) пронизано чувством смятения и тревоги, бунтарским духом. Тинторетто много работал для венецианских церквей и братств, нередко безвозмездно. Он создавал монументальные полотна, насыщенные беспокойной динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов. Таков цикл панно, украсивший помещения братства Сан Рокко (Скуола ди Сан Рокко), самое прославленное создание этого мастера.