История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Инженерные и архитектурные сооружения в Древнем Риме

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура Древнего Рима

Трезвый римский ум блестяще сказался в строительстве дорог, каменных мостов и акведуков. Римляне были поистине великими мастерами дорожного дела. К прокладке дорог их побуждали торговые и военные нужды, личные потребности. Одна из древнейших римских дорог, по которой римские легионе­ры шли на завоевание Средиземноморья, была построена еще в 312 го­ду до н.э. – это Виа Аппиа (Аппиева дорога). Она была покрыта каменной мостовой и первоначально соединяла Рим с Капуей.

Все римские дороги постоянно расширялись и благоустраивались. В целом сеть дорог в Древнем Риме имела длину около 80 тысяч километров, многие из до­рог служат людям до сих пор.

Не менее велики были успехи в области возведения каменных мостов и акведуков – водопроводов, с помощью которых получали воду около ста городов римской империи. Вершина римского мостостроения – мост через Дунай протяженностью свыше километра, построенный Аполлодором в начале 2 века н.э. при Траяне. В этом же столетии, несколько поз­же, был сооружен самый длинный из римских акведуков – в Карфагене, протяженностью 132 километра.

Типично римским изобретением явилось строительство бань – терм. В греческих городах термы строились редко и не пользовались такой популярностью. В Риме же термы были одним из самых посещаемых мест. Они имели несколько отделений: парные, бани теплые и холодные, спортивные залы, комнаты отдыха и даже буфеты и библиотеки. Таким образом, здесь можно было провести время с пользой и удовольствием.

К шедеврам римской архитектуры относятся термы императора Каракáллы, возведенные в Риме в начале 3 века н.э. Они поражали величественными масштабами своих залов, роскошью убранства (мозаичные полы, стенные росписи, скульптура), искусно спланированной системой водоснабжения (вода во всех бассейнах менялась в считанные минуты). Как и другие римские термы, термы Каракаллы отапливались горячим воз­духом от подземных печей: он распространялся по трубам, проложенным в полах, стенах и сводах.

На века в мировой архитектуре утвердился созданный римлянами тип базúлики. Базилика – прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на 3 или 5 частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Центральный неф выше боковых: верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.

В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами, то есть были светскими зданиями. В дальнейшем же базилика ста­ла одним из основных типов христианского храма, получив особое распространение в эпоху Средневековья.

Ценившие всевозможные зрелища римляне большое внимание уделяли строительству театров и амфитеатров – зданий для гладиаторских боев, морских сражений и звериной травли.

Единственный частично сохранившийся в Риме театр античной поры – театр Марцелла, построенный в 13 году до н.э. Примененная в нем архитектурная система использовалась во всех римских театрах.

В отли­чие от греческих, римские театры располагались не на склоне холма, а на ровной местности. Поэтому места для зрителей устраивались на вспомогательных конструкциях. Новинками римского театра были зана­вес, который опускался, скрываясь в специальной щели, и тенты из сукна для защиты от солнца (подобно греческим театрам, римские не имели крыш). Внутреннее убранство отличалось невиданной у греков роскошью.

Первоначально связанные с погребальными обрядами, гладиаторские бои были излюбленным развлечением римлян. В Италии насчитывалось около ста амфитеатров. Самый знаменитый среди них – амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колизей1. Он мог вместить одновременно около 50 000 зрителей. Это овальная четырехъярусная постройка с прекрасно распланированной системой коридоров, лестниц и выходов: десятки тысяч зрителей могли при необходимости покинуть здание за 5 минут.

Места для зрителей во всех римских амфитеатрах располагались эллипсом, а не полукругом, как в античном театре.

1 От латинского «колоссеум» – колоссальный.