История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Музыкальная культура античной Греции

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Уже говорилось о совершенно особой, общественно-политической роли музыки в Древней Элладе. Она проникала во все сферы жизни антич­ного общества: служила культовым целям, наполняла повседневность, украшала человеческое общение, сопровождала гимнастику, была важней­шим средством духовного воспитания (Платон, например, называл музы­ку «гимнастикой души»).

Само понятие «музыка», то есть искусство муз, греческого происхождения, как и термины «мелодия», «гармония», «ритм». Но греки вкладывали в понятие музыки более широкий смысл, чем принято сегодня. Музыка в неразрывной связи с поэзией (лирика) и эпосом, непременная участница трагедии и комедии – характерные явления древнегреческой культуры.

Наряду со спортивными соревнованиями существовали состязания музыкальные. В истории античной музыки сохранились имена музыкантов – победителей таких состязаний: Терпандр, живший в Спарте (ему приписывается усовершенствование кифары, создание жанра застольной песни); Сакад из Аргоса, который на Пифийских играх в Дельфах исполнил на авлосе пьесу о борьбе Аполлона со змеем Пифоном (это самый древний образец програм­мной музыки).

Прославленным музыкантам на городских площадях устанавливались памятники, в их честь слагались хвалебные гимны.

Представление об античной музыке основывается не столько на самих сохранившихся произведениях1, сколько на высказываниях в литератур­ных источниках, дополненных свидетельствами изобразительного искус­ства. Так, например, яркие картины греческой музыкальной жизни содер­жит гомеровский эпос (сведения о древних песнях, певцах, музыкальных инструментах), греческая вазопись. Интересные подробности сообщают и археологические раскопки – статуэтки музыкантов, фрески с изобра­жением певцов и танцоров, музыкальные инструменты.

В древнегреческой музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов. Струнные инструменты представлены лирой, кифарой, формингой (древ­нейшая разновидность лиры), самбикой. Из духовых инструментов известен авлос (сравнимый с го­боем), сиринга (многоствольная флейта); среди ударных – тимпан (напоминает барабан с широким ободом), систр (древнеегипетская храмовая трещетка).

О музыке в Древней Греции много рассуждали, охотно писали. Ведущими фигурами античной музыкальной эстетики были величайшие философы – Пифагор, Платон, Аристотель.

Пифагор и пифагорейцы сосредоточили основное внимание на вопро­сах музыкальной акустики, на физических явлениях, поддающихся математическому исчислению. Особое значение имеют изобретение древнейшего музыкального строя – «пифагорейского», разработка учения об интервалах. Кроме того, Пифагор и его школа выдвинули идею «гармонии сфер», полагая, что небесные светила, находясь между собой в определенных числовых соотношениях, производят при движении «небесную гармонию».

Наибольший интерес из античных суждений о музыке представляет учение об этосе, то есть этическом (моральном) смысле музыкаль­ного искусства. Учение об этосе получило особое развитие у Платона и Аристотеля, которые считали, что музыка способна воздействовать на волю и сознание слушателей, влиять на воспитание достойных граждан. С этой точки зрения Платон, например, делил музыкальные лады на по­лезные (среди них дорийский, мужественный и серьезный) и вредные.

Расцвет музыкального искусства в античной Греции способствовал разработке нотной записи. Известны две системы античной нотации – инструментальная и вокальная. И та, и другая являются буквенными.

1 их число крайне ограничено, всего 11 фрагментов, среди них – вступ­ление к пифийской оде Пиндара и отрывок из трагедии Еврипида «Орест».