Музыкальная культура античной Греции
Уже говорилось о совершенно особой, общественно-политической роли музыки в Древней Элладе. Она проникала во все сферы жизни античного общества: служила культовым целям, наполняла повседневность, украшала человеческое общение, сопровождала гимнастику, была важнейшим средством духовного воспитания (Платон, например, называл музыку «гимнастикой души»).
Само понятие «музыка», то есть искусство муз, греческого происхождения, как и термины «мелодия», «гармония», «ритм». Но греки вкладывали в понятие музыки более широкий смысл, чем принято сегодня. Музыка в неразрывной связи с поэзией (лирика) и эпосом, непременная участница трагедии и комедии – характерные явления древнегреческой культуры.
Наряду со спортивными соревнованиями существовали состязания музыкальные. В истории античной музыки сохранились имена музыкантов – победителей таких состязаний: Терпандр, живший в Спарте (ему приписывается усовершенствование кифары, создание жанра застольной песни); Сакад из Аргоса, который на Пифийских играх в Дельфах исполнил на авлосе пьесу о борьбе Аполлона со змеем Пифоном (это самый древний образец программной музыки).
Прославленным музыкантам на городских площадях устанавливались памятники, в их честь слагались хвалебные гимны.
Представление об античной музыке основывается не столько на самих сохранившихся произведениях1, сколько на высказываниях в литературных источниках, дополненных свидетельствами изобразительного искусства. Так, например, яркие картины греческой музыкальной жизни содержит гомеровский эпос (сведения о древних песнях, певцах, музыкальных инструментах), греческая вазопись. Интересные подробности сообщают и археологические раскопки – статуэтки музыкантов, фрески с изображением певцов и танцоров, музыкальные инструменты.
В древнегреческой музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов. Струнные инструменты представлены лирой, кифарой, формингой (древнейшая разновидность лиры), самбикой. Из духовых инструментов известен авлос (сравнимый с гобоем), сиринга (многоствольная флейта); среди ударных – тимпан (напоминает барабан с широким ободом), систр (древнеегипетская храмовая трещетка).
О музыке в Древней Греции много рассуждали, охотно писали. Ведущими фигурами античной музыкальной эстетики были величайшие философы – Пифагор, Платон, Аристотель.
Пифагор и пифагорейцы сосредоточили основное внимание на вопросах музыкальной акустики, на физических явлениях, поддающихся математическому исчислению. Особое значение имеют изобретение древнейшего музыкального строя – «пифагорейского», разработка учения об интервалах. Кроме того, Пифагор и его школа выдвинули идею «гармонии сфер», полагая, что небесные светила, находясь между собой в определенных числовых соотношениях, производят при движении «небесную гармонию».
Наибольший интерес из античных суждений о музыке представляет учение об этосе, то есть этическом (моральном) смысле музыкального искусства. Учение об этосе получило особое развитие у Платона и Аристотеля, которые считали, что музыка способна воздействовать на волю и сознание слушателей, влиять на воспитание достойных граждан. С этой точки зрения Платон, например, делил музыкальные лады на полезные (среди них дорийский, мужественный и серьезный) и вредные.
Расцвет музыкального искусства в античной Греции способствовал разработке нотной записи. Известны две системы античной нотации – инструментальная и вокальная. И та, и другая являются буквенными.
1 их число крайне ограничено, всего 11 фрагментов, среди них – вступление к пифийской оде Пиндара и отрывок из трагедии Еврипида «Орест».