История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Возникновение гуманизма

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения

Возрождение стало временем ярких человеческих индивидуальностей. Коренные экономические и социальные изменения способствовали появлению нового типа человека – деятельного, одержимого жаждой познания мира. Люди нового времени концентрировали в себе невероятную духов­ную энергию. Любознательные и предприимчивые, отважные и уверенные в своих силах, они утверждали свое право творить собственную судьбу и преобразовывать окружающий мир. Их интересы не ограничивались ка­кой-либо одной областью, а отличались удивительной широтой. Так, создатель бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле был бакалавром медицины, замечательным врачом-практиком. Великий реформатор церкви Мартин Лютер, который перевел Библию на немецкий язык, создал современную немецкую прозу и сочинил хорал, ставший гимном немецкой Реформации. Микеланджело был не только скульптором, живописцем и архитектором (подобное сочетание совершенно естественно для Возрождения), но и великим поэтом. Синонимом универсальности человеческого гения стало имя Леонардо да Винчи. Пластические искус­ства и литература, музыка и математика, механика и физика, астроно­мия и анатомия – все это интересовало его пытливый ум.

Энтузиазм первооткрывателей, стремление подняться на высоту, где прежде еще не бывал никто, приводили к результатам исключительным:

  • изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатания явилось могу­чим средством распространения научных знаний;
  • гелиоцентрическая система Коперника совершила переворот в аст­рономии, нанеся удар по незыблемости религиозных представлений;
  • открытие Колумбом Америки показало истинные масштабы Земли.

Это всего лишь несколько характерных примеров.

Почувствовав себя творцом, хозяином вселенной, поверив в безграничность своих созидательных сил, человек нового времени не желал больше соглашаться с церковным учением о том, что его земной удел – лишь ожидание загробного блаженства. В противовес средневековому аскетизму возникает гуманизм, новое прогрессивное миро­воззрение, утверждавшее значимость земного человеческого бытия.

Термин «гуманизм», созданный наукой XIX века, происходит от латинского humanitas человечность, человечество. Это слово часто применялось еще Цицероном в значении «высшее образование», «духовная культура». В эпоху Возрождения гуманистами стали называть ученых, занимавшихся не богословскими, а светскими науками, и вооб­ще всех деятелей культуры, принявших новые идеи. Центральная мысль гуманистического мировоззрения – представление о человеке как о самом совершенном творе­нии природы.

Гуманисты прославляют человеческую личность, ее разум и творческие возможности. Их идеалом был человек, свободный от феодаль­но-церковных уз, поэтому важнейшим требованием гуманистов было тре­бование свободы от засилья церкви, от ее господства в экономической, политической и духовной жизни. Вере в авторитет они противопоста­вили силу научного знания и критическое мышление.

Идеальную аналогию своим взглядам на мир и человека гуманисты увидели в античной культуре. Поэтому стержнем гуманизма стало стремление возродить античную традицию. Начинается всеобщее увлечение древностями: собирание старинных рукописей, коллекционирование произведений искусства. Изучаются древние языки, переводятся и изда­ются сочинения античных философов и поэтов. Знание античных авторов приобретает большой общественный вес, становится нормой для ученого, писателя, государственного деятеля.

Первым великим гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) – гениальный поэт, ученый, мыслитель, страстный поклонник античности, положивший начало ее систематическому изучению. Он блестяще знал классическую латынь, писал на этом классическом языке древности. Другом и учеником Петрарки был писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375). Первый человек в Италии, изучивший древнегре­ческий язык, он способствовал первому полному латинскому переводу Гомера, составил сборник выдержек из античных авторов.

Если во времена Петрарки и Боккаччо гуманизм был уделом немно­гих энтузиастов, то в XV веке он превращается в широкое и мощное течение, оказавшее огромное влияние на всю культуру. Крупнейшими мыслителями-гуманистами этого столетия были Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола. Знаменитую «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола можно считать программой Ренессанса. Она была написана для всемирного конгресса всех областей знаний, о котором мечтал этот прославленный итальянец, поражавший всех своими уникальными дарова­ниями. Он знал 22 языка, читал в оригинале и Платона с Аристотелем, и арабские рукописи.

Из Италии гуманистические идеи распространяются по всей Европе, завоевывая умы людей в Германии и Нидерландах, Франции и Англии. Представители разных народов, гуманисты были братьями по духу. Они интересовались поисками и открытиями друг друга, радовались успехам. Нередко в своей повседневной жизни они были близкими друзьями, как, например, Томас Мор, автор знаменитой «Утопии», и Эразм Роттердамский, глава европейских гуманистов первой половины XVI века, написав­ший одну из самых читаемых книг мировой литературы – сатиру «Похва­ла глупости».

Изменившееся отношение к жизни повлекло за собой рождение принципиально новой для всей Западной Европы культуры. Ее сущность опре­деляет жизнерадостное светское начало. Главным пафосом новой культуры стало утверждение красоты и гармонии реального мира. Представления о божественном, о небесных силах уже не трактуются как непос­тижимая пугающая тайна. Библейские сюжеты продолжают вдохновлять художников, но наполняются теперь земным содержанием. Традиционные библейские персонажи воплощают новые представления о нравственном величии человеческой личности. Художники включают в легендарные сце­ны портреты своих знакомых, заказчиков художественных произведений, и даже автопортреты.

Одной из характернейших особенностей новой культуры стало то, что искусство этого времени уже не анонимно: безличное цеховое мас­терство уступило место индивидуальному творчеству. Каждый художник стремится открыть в искусстве своё, индивидуальное, и проявить себя в нем по-своему, неповторимо. Имя и личность мастера теперь пользу­ются авторитетом и общественным весом. В глазах современников раз­витие искусства начинает определять могучая и самобытная творческая личность.