История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Искусство эллинизма

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

С конца 4 века до н.э. внутри раздробленной в политическом отно­шении Греции происходит укрепление единоличной власти македонских правителей, сначала Филиппа II, а затем его сына Александра. Великий полководец и завоеватель Александр Македонский, создав хорошо вооруженную, боеспособную армию, предпринял серию походов на восток за обеспечение Македонии мирового господства. В результате этих походов возникла колоссальная держава, охватившая огромную территорию. Во вновь завоеванные земли хлынул массовый поток переселенцев, греков и македонян.

Империя Александра Македонского не пережила своего создателя. Пос­ле смерти Александра началась длительная борьба за сферы влияния меж­ду его военачальниками. Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга города и страны, перекраивая карту Восточного Средиземноморья. Вновь возникшие под их правлением многонациональные государства были госу­дарствами нового типа, которые сочетали элементы восточных деспотий с особенностями греческого полиса. Эти государства просуществовали около 300 лет, пока одно за другим не были завоеваны Римом.

Одновременно с формированием новых государств шел процесс глубокого изменения духовной культуры населяющих их народов – процесс сближения греческих и местных восточных культурных традиций. Результатом этого синтеза явилась культура эллинизма.1

Хронологическими границами эллинистической культуры считаются, с одной стороны, 323 год до н.э. (смерть Александра Македонского), с другой – 30 год до н.э. (завоевание Римом Египта). Территориально эллинистическая культура была распространена преимущественно в Вос­точном Средиземноморье и Передней Азии.

В эллинистической культуре нашла отражение глубокая противоречивость эпохи. Первые в истории человечества контакты между Востоком и Западом, афро-азиатскими и европейскими народами значительно рас­ширили кругозор человека, вселили в его сознание незнакомое дотоле чувство мировых просторов. Вместе с тем, этот необъятный мир оказал­ся лишенным гармонии. Его потрясали огромные социальные конфликты: войны, политическая нестабильность, гибель целых городов, разорение и порабощение тысяч людей, перемещение населения из одной местности в другую. Рушились привычные формы существования, привычные связи и представления. В эллинистических монархиях были уже не «граждане», а «подданные» государя, исчезло понятие «общественные интересы». Всё это вносило смятение в общественное сознание и оказывало влияние на духовную культуру.

В области религии все больше людей обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую загробную жизнь. Распространились новые религиозные учения, говорящие о приходе мессии, призванного спасти мир. Появились религиозные общины, близкие по своим взглядам и принципам организации к раннехристианским, возникшим уже в рамках Римской империи. Они отвергали богатство и рабовладение, противо­поставляли себя окружающему «миру зла».

Характерной чертой эллинистической религии явился синкретизм, отождест­вление богов греческого пантеона с древними восточными божествами. В греческой среде распространяются различные восточные культы. Так, на­пример, огромную популярность приобрела египетская Исида, воплотив­шая в себе многих греческих и азиатских богинь. До уровня главных божеств выросло значение греческой богини судьбы Тихе. Тихе, которая по своей прихоти изменяет судьбу человека, символизировала неустой­чивость мира, случайность любого жизненного факта.

Специфическое порождение эллинистической эпохи – культ Сераписа. Он был введен основателем династии Птолемеев в Египте для сближения многонационального населения страны на религиозной почве. Серапис отождествлялся и с египетскими Осирисом, Аписом, и с греческим Зев­сом. Он считался богом плодородия, подземного царства, моря и здо­ровья. Культ Сераписа быстро распространился по всему Средиземно­морью и просуществовал до победы христианства.

Характерным для эллинизма явлением было также обожествление ца­рей, получившее развитие в Римской империи.

В эллинистической философии также отразились типичные приметы времени: кризис полисных устоев, отстранение граждан от общественной деятельности и так далее. Возникшие на рубеже 4–3 ве­ков до н.э. новые философские учения – Эпикура, стоиков, скептиков – основное внимание уделяли этическим проблемам, человеку как личнос­ти, и были нейтральны по отношению к обществу.

По Эпикуру цель человеческой жизни – наслаждение, но наслажде­ние скорее духовное, нежели чувственное. Оно означает избавление от страданий, беспокойства души, страха смерти. Поэтому нужно воздер­живаться от активной деятельности, жить уединенно, стремясь к внут­реннему покою.

Преодолевать в себе страсти и искушения призывали и стоики, представители школы, основанной философом Зеноном в Афинах2. В представлении стоиков, человек является уже не гражданином полиса, а гражданином целого мира, космоса. Для достижения счастья он должен жить в сог­ласии с природой. Идеальное состояние – бесстрастность, апатия, равнодушие ко всему, что способно смутить душу (богатству, красоте и пр.).

Подобно эпикурейцам и стоикам, представители скептицизма стреми­лись научить человека быть счастливым, но достичь этого, как они считали, можно не с помощью каких-либо убеждений, а путем отказа от всякого познания.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний стало мощным стимулом дальнейшего прогресса науки. Эллинистическая наука дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Евклида, обобщившего в своих «Элементах» («Началах») математические знания древнего мира, математика и астронома Аристарха Самосского, который за 18 столетий до Коперника высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца. Наряду с ними следует назвать основоположника научной географии Эратосфена, философа и естествоиспытателя Теофраста (Феофраста), создавшего классификацию растений, врача Герофила Халкедонского, внесшего огромный вклад в изучение анатомии человека.

О возросшей роли науки в жизни эллинистического общества говорит создание научных центров для работы ученых. Самым крупным из них был Мусейон (Храм муз), возникший в Александрии, столице Птолемеевского Египта. Здесь велись исследования в области астрономии, математики, ботаники, зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования. В комплекс Мусейона входили аудитории и лаборато­рии, обсерватория и ботанический сад, эскедра (крытая галерея с си­деньями для занятий), а также большой дом со столовой для ученых, ко­торые получали здесь жилье и пансион. По-видимому, Мусейону принад­лежала и самая знаменитая античная библиотека, Александрийская. Ее фонды насчитывали около 700 тысяч папирусных свитков. Их системати­зация и составление комментариев к классическим произведениям спо­собствовали бурному развитию филологии.

Характерной чертой эллинистической литературы был отход от широких общественно-политических проблем. На смену полити­ческой комедии Аристофана пришла «комедия нравов» Менандра, расска­зывающая о частной жизни горожан, мимиямбы (небольшие остроумные бытовые сценки) Геронда, реалистически изображающие повседневный быт.

Эпические, крупномасштабные жанры – трагедия, эпос – в целом уступают место литературным сочинениям малых форм, основное внимание в которых уделено индивидуальным переживаниям. Это эпиллий («малый эпос»)3, элегия, идиллия, эпиграмма.

В ходе углубления различий между привилегированными слоями общества и широкими народными массами литература стала обращаться прежде всего к избранному кругу знатоков. Она особенно процветала при дворах эллинистических монархов, прежде всего Птолемеев в Алек­сандрии. Среди поэтов – «александрийцев» выделяется Каллимах, сочиняв­ший изящные по форме и изысканные по языку эпиллии, элегии и эпиграм­мы. Каллимах был не только замечательным поэтом, но и крупным ученым, он составил каталог Александрийской библиотеки в 120 книгах (утерян).

К лучшим образцам утонченной придворной поэзии принадлежит также эпическая поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика», посвященная путешествию аргонавтов.

Образцом для европейской пасторальной поэзии стало творчество Феокрита из Сиракуз. В своих буколических (пастушеских) идиллиях поэт воспевал простую и естественную жизнь на лоне природы.

В прозе центральное место заняли служившие практическим целям специальные сочинения во всех областях науки – по медицине, математи­ке, физике, географии, истории, филологии.

Стремление правителей новых эллинистических государств прославить мощь своих монархий способствовало интенсивному развитию зодчества. В разных частях эллинистического мира возникли десятки новых городов, крупнейшими из которых наряду с Александрией были Антиохия, столица царства Селевкидов в Сирии, Селевкия на Тигре, Пергам в Малой Азии. Новые города строились по принципу регулярной планировки, раз­работанной еще в 5 веке до н.э. греческим архитектором Гипподамом. Прямые улицы пересекались под прямым углом, образуя правильные прямо­угольные кварталы. В центре городов находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь – агора, вокруг которой распола­гались храмы и общественные здания.

Строилось и восстанавливалось множество храмов, посвященных греческим и восточ­ным богам: Серапеум в Александрии, храм Аполлона в Дидиме, возле Ми­лета, храм Зевса в Афинах, храм Артемиды в Магнесии на Меандре и другие.

Наряду с сооружением храмов огромное внимание уделялось гражданскому строительству. Повсеместно возводились здания общественного наз­начения: булевтерии для заседаний государственного совета, гимнасии с палестрами для обучения молодежи, базилики – торговые и судебные здания, театры, стадионы и ипподромы.

Очень характерная примета эллинистической эпохи – строительство зданий, предназначенных для научной работы (мусейонов, библиотек), а также морских гаваней, доков, маяков и других сооружений, необходимых для жизни больших городов. Грандиозный маяк на острове Фарос под Александрией причисляют к «семи чудесам света».

Эллинистическое зодчество стремилось к эффекту грандиозности, величественности. Важная роль отводилась большим колоннадам (вокруг отдельных сооружений, площадей, вдоль главных улиц) и портикам – отдельно стоящим или украшающим здания.

В эллинистических постройках в основном применялась греческая ордерная система, в которой наметилось более свободное отношение к традициям и усиление декоративности (смешение элементов различных стилей, частое применение коринфских капителей).

Изобразительное искусство эллинизма ориентировалось, главным образом, на позднюю греческую классику. Веду­щие художественные школы этого времени – пергамская, родосская, алек­сандрийская – развивали традиции Скопаса, Лисиппа, Праксителя,

Пергамская школа больше других тяготела к патетике и драматизму, унаследованным от Скопаса. Полны экспрессии и трагедийного пафоса скульптурные группы Пергамского акрополя «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену». Запечатлевая подлинное историческое событие, победу над галлами, которые осаждали Пергамское царство, античные мастера отдают должное побежденным. «Варвары» доблестны и сильны духом, предпочитая плену и рабству героическую смерть.

Победе Пергама над галлами посвящено и самое величественное сооружение эллинизма – Пергамский алтарь Зевса. Его цоколь опоясывает го­рельефный мраморный фриз (высота 2,3 м, длина 120 м) с изображением битвы олимпийских богов с гигантами. Никогда еще в античном искусстве картина сражения не была пронизана таким трагическим мироощущением, как на фризе Пергамского алтаря. Схватка в самом разгаре, в нее во­влечены все космические силы. В один яростный узел сплелись челове­ческие тела, кони, звери, змеи. Лица гибнущих гигантов искажены страш­ной мукой, позы полны стремительного движения. Композиция утратила классическую ясность, она кажется перегруженной, неуравновешенной.

Драматизм эпохи нашел отражение и в другом знаменитом памятнике эллинизма, скульптурной группе «Лаокоон», выполненной родосскими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Троянский жрец Лаокоон, предупреждавший своих сограждан о хитрости ахейцев, изображен в мо­мент наказания его богами: вместе с двумя сыновьями он был задушен огромными змеями. Ужасная смерть ни в чем неповинных людей – в подоб­ном сюжете и его трактовке отразилась утрата веры в разумность миро­здания.

Среди других прославленных шедевров родосской школы ваятелей следует выделить Колосса Родосского (30-метровая статуя Гелиоса, созданная скульптором Харесом, учеником Лисиппа, не сохранилась) и Нику Самофракийскую, прекраснейшую из всех монументальных статуй. Когда-то крылатая боги­ня стояла на высоком утесе, трубя в боевую трубу. Она словно делает шаг навстречу морскому ветру, под напором которого тонкий хитон плот­но прилегает к ее стройному, сильному телу. Могучие крылья как будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.

К высшим достижениям античной пластики принадлежит также ста­туя Афродиты с острова Мелос («Афродита Мелосская»), ныне составля­ющая гордость парижского Лувра. Исполненная, по видимому, во 2 веке до н.э. скульптором Агесандром, она мало похожа на современные ей изображения богини любви. В ней нет кокетливости, чувственной соб­лазнительности. Обнаженная только наполовину, задрапированная до бе­дер, она строга и возвышенна, возрождая высокий идеал классической эпохи.

Широкого развития в период эллинизма получила декоративная скульптура. Сады и парки эллинистической знати украшали статуи грациозных нимф, мечтательных муз, прекрасных Афродит в стиле Праксителя. Очень популярны были также жанровые, бытовые сюжеты, в которых ярко проявилась острая наблюдательность эллинистических мастеров. Среди наиболее запоминающихся примеров – «Сатир Барберини» (уснув­ший молодой сатир в состоянии опьянения разлёгся на выступе скалы в небрежной, ленивой позе – подобный образ скульптор мог наблюдать в окружающей жизни), «Пьяная старуха», «Старик, вынимающий занозу».

Героями бытовых сцен очень часто были маленькие играющие дети. Резвые и лукавые малыши возятся с птицами («Мальчик с гусем», скульп­тор Боэф), катаются на дельфине, даже душат змей (это малютка Ге­ракл). Самого бога любви Эрота стали представлять милым пухлым ре­бенком, положив начало многовековой традиции.

Пытливый интерес к человеческой личности, к конкретным услови­ям ее жизни, к возрастным особенностям чрезвычайно характерен для эллинистического искусства. С ним связано развитие портрета, которо­го почти не знала высокая классика. Не современники, а потомки соз­дали скульптурные образы Сократа, Еврипида, Аристотеля и даже леген­дарного Гомера.

В области музыки в эпоху эллинизма происходили весьма противоречивые изменения. С одной стороны, налицо было дальнейшее расширение ее выразительных возможностей, развитие технической виртуозности, особенно ценимой слушателями. Однако увлечение виртуозностью сплошь и рядом превращалось в самоцель и шло за счет идейно­го содержания.

Музыкальное искусство всё больше становилось делом сугубо профессиональным. Так, например, вместо любительского хора в трагедии теперь выступали профессиональные певцы и танцоры, получающие за свою деятельность материальное вознаграждение. Таким образом, музы­ка утрачивала прежний широкий общественный характер.

Менялись и жанровые пристрастия: театр постепенно уступает мес­то ярким зрелищным представлениям с участием хора, певцов-солистов, танцоров, инструменталистов, а также камерным концертам, ориентированным на знатоков.

1 название объясняется обязательным участием в синтезе элемен­тов греческой культуры.

2 название происходит от греческого stoa портик (галерея с колон­нами в Афинах, где собирались основоположники Стои).

3 написанные гекзаметром короткие повествования на мифологические или любовные сюжеты.