Искусство эллинизма
С конца 4 века до н.э. внутри раздробленной в политическом отношении Греции происходит укрепление единоличной власти македонских правителей, сначала Филиппа II, а затем его сына Александра. Великий полководец и завоеватель Александр Македонский, создав хорошо вооруженную, боеспособную армию, предпринял серию походов на восток за обеспечение Македонии мирового господства. В результате этих походов возникла колоссальная держава, охватившая огромную территорию. Во вновь завоеванные земли хлынул массовый поток переселенцев, греков и македонян.
Империя Александра Македонского не пережила своего создателя. После смерти Александра началась длительная борьба за сферы влияния между его военачальниками. Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга города и страны, перекраивая карту Восточного Средиземноморья. Вновь возникшие под их правлением многонациональные государства были государствами нового типа, которые сочетали элементы восточных деспотий с особенностями греческого полиса. Эти государства просуществовали около 300 лет, пока одно за другим не были завоеваны Римом.
Одновременно с формированием новых государств шел процесс глубокого изменения духовной культуры населяющих их народов – процесс сближения греческих и местных восточных культурных традиций. Результатом этого синтеза явилась культура эллинизма.1
Хронологическими границами эллинистической культуры считаются, с одной стороны, 323 год до н.э. (смерть Александра Македонского), с другой – 30 год до н.э. (завоевание Римом Египта). Территориально эллинистическая культура была распространена преимущественно в Восточном Средиземноморье и Передней Азии.
В эллинистической культуре нашла отражение глубокая противоречивость эпохи. Первые в истории человечества контакты между Востоком и Западом, афро-азиатскими и европейскими народами значительно расширили кругозор человека, вселили в его сознание незнакомое дотоле чувство мировых просторов. Вместе с тем, этот необъятный мир оказался лишенным гармонии. Его потрясали огромные социальные конфликты: войны, политическая нестабильность, гибель целых городов, разорение и порабощение тысяч людей, перемещение населения из одной местности в другую. Рушились привычные формы существования, привычные связи и представления. В эллинистических монархиях были уже не «граждане», а «подданные» государя, исчезло понятие «общественные интересы». Всё это вносило смятение в общественное сознание и оказывало влияние на духовную культуру.
В области религии все больше людей обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую загробную жизнь. Распространились новые религиозные учения, говорящие о приходе мессии, призванного спасти мир. Появились религиозные общины, близкие по своим взглядам и принципам организации к раннехристианским, возникшим уже в рамках Римской империи. Они отвергали богатство и рабовладение, противопоставляли себя окружающему «миру зла».
Характерной чертой эллинистической религии явился синкретизм, отождествление богов греческого пантеона с древними восточными божествами. В греческой среде распространяются различные восточные культы. Так, например, огромную популярность приобрела египетская Исида, воплотившая в себе многих греческих и азиатских богинь. До уровня главных божеств выросло значение греческой богини судьбы Тихе. Тихе, которая по своей прихоти изменяет судьбу человека, символизировала неустойчивость мира, случайность любого жизненного факта.
Специфическое порождение эллинистической эпохи – культ Сераписа. Он был введен основателем династии Птолемеев в Египте для сближения многонационального населения страны на религиозной почве. Серапис отождествлялся и с египетскими Осирисом, Аписом, и с греческим Зевсом. Он считался богом плодородия, подземного царства, моря и здоровья. Культ Сераписа быстро распространился по всему Средиземноморью и просуществовал до победы христианства.
Характерным для эллинизма явлением было также обожествление царей, получившее развитие в Римской империи.
В эллинистической философии также отразились типичные приметы времени: кризис полисных устоев, отстранение граждан от общественной деятельности и так далее. Возникшие на рубеже 4–3 веков до н.э. новые философские учения – Эпикура, стоиков, скептиков – основное внимание уделяли этическим проблемам, человеку как личности, и были нейтральны по отношению к обществу.
По Эпикуру цель человеческой жизни – наслаждение, но наслаждение скорее духовное, нежели чувственное. Оно означает избавление от страданий, беспокойства души, страха смерти. Поэтому нужно воздерживаться от активной деятельности, жить уединенно, стремясь к внутреннему покою.
Преодолевать в себе страсти и искушения призывали и стоики, представители школы, основанной философом Зеноном в Афинах2. В представлении стоиков, человек является уже не гражданином полиса, а гражданином целого мира, космоса. Для достижения счастья он должен жить в согласии с природой. Идеальное состояние – бесстрастность, апатия, равнодушие ко всему, что способно смутить душу (богатству, красоте и пр.).
Подобно эпикурейцам и стоикам, представители скептицизма стремились научить человека быть счастливым, но достичь этого, как они считали, можно не с помощью каких-либо убеждений, а путем отказа от всякого познания.
Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний стало мощным стимулом дальнейшего прогресса науки. Эллинистическая наука дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Евклида, обобщившего в своих «Элементах» («Началах») математические знания древнего мира, математика и астронома Аристарха Самосского, который за 18 столетий до Коперника высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца. Наряду с ними следует назвать основоположника научной географии Эратосфена, философа и естествоиспытателя Теофраста (Феофраста), создавшего классификацию растений, врача Герофила Халкедонского, внесшего огромный вклад в изучение анатомии человека.
О возросшей роли науки в жизни эллинистического общества говорит создание научных центров для работы ученых. Самым крупным из них был Мусейон (Храм муз), возникший в Александрии, столице Птолемеевского Египта. Здесь велись исследования в области астрономии, математики, ботаники, зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования. В комплекс Мусейона входили аудитории и лаборатории, обсерватория и ботанический сад, эскедра (крытая галерея с сиденьями для занятий), а также большой дом со столовой для ученых, которые получали здесь жилье и пансион. По-видимому, Мусейону принадлежала и самая знаменитая античная библиотека, Александрийская. Ее фонды насчитывали около 700 тысяч папирусных свитков. Их систематизация и составление комментариев к классическим произведениям способствовали бурному развитию филологии.
Характерной чертой эллинистической литературы был отход от широких общественно-политических проблем. На смену политической комедии Аристофана пришла «комедия нравов» Менандра, рассказывающая о частной жизни горожан, мимиямбы (небольшие остроумные бытовые сценки) Геронда, реалистически изображающие повседневный быт.
Эпические, крупномасштабные жанры – трагедия, эпос – в целом уступают место литературным сочинениям малых форм, основное внимание в которых уделено индивидуальным переживаниям. Это эпиллий («малый эпос»)3, элегия, идиллия, эпиграмма.
В ходе углубления различий между привилегированными слоями общества и широкими народными массами литература стала обращаться прежде всего к избранному кругу знатоков. Она особенно процветала при дворах эллинистических монархов, прежде всего Птолемеев в Александрии. Среди поэтов – «александрийцев» выделяется Каллимах, сочинявший изящные по форме и изысканные по языку эпиллии, элегии и эпиграммы. Каллимах был не только замечательным поэтом, но и крупным ученым, он составил каталог Александрийской библиотеки в 120 книгах (утерян).
К лучшим образцам утонченной придворной поэзии принадлежит также эпическая поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика», посвященная путешествию аргонавтов.
Образцом для европейской пасторальной поэзии стало творчество Феокрита из Сиракуз. В своих буколических (пастушеских) идиллиях поэт воспевал простую и естественную жизнь на лоне природы.
В прозе центральное место заняли служившие практическим целям специальные сочинения во всех областях науки – по медицине, математике, физике, географии, истории, филологии.
Стремление правителей новых эллинистических государств прославить мощь своих монархий способствовало интенсивному развитию зодчества. В разных частях эллинистического мира возникли десятки новых городов, крупнейшими из которых наряду с Александрией были Антиохия, столица царства Селевкидов в Сирии, Селевкия на Тигре, Пергам в Малой Азии. Новые города строились по принципу регулярной планировки, разработанной еще в 5 веке до н.э. греческим архитектором Гипподамом. Прямые улицы пересекались под прямым углом, образуя правильные прямоугольные кварталы. В центре городов находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь – агора, вокруг которой располагались храмы и общественные здания.
Строилось и восстанавливалось множество храмов, посвященных греческим и восточным богам: Серапеум в Александрии, храм Аполлона в Дидиме, возле Милета, храм Зевса в Афинах, храм Артемиды в Магнесии на Меандре и другие.
Наряду с сооружением храмов огромное внимание уделялось гражданскому строительству. Повсеместно возводились здания общественного назначения: булевтерии для заседаний государственного совета, гимнасии с палестрами для обучения молодежи, базилики – торговые и судебные здания, театры, стадионы и ипподромы.
Очень характерная примета эллинистической эпохи – строительство зданий, предназначенных для научной работы (мусейонов, библиотек), а также морских гаваней, доков, маяков и других сооружений, необходимых для жизни больших городов. Грандиозный маяк на острове Фарос под Александрией причисляют к «семи чудесам света».
Эллинистическое зодчество стремилось к эффекту грандиозности, величественности. Важная роль отводилась большим колоннадам (вокруг отдельных сооружений, площадей, вдоль главных улиц) и портикам – отдельно стоящим или украшающим здания.
В эллинистических постройках в основном применялась греческая ордерная система, в которой наметилось более свободное отношение к традициям и усиление декоративности (смешение элементов различных стилей, частое применение коринфских капителей).
Изобразительное искусство эллинизма ориентировалось, главным образом, на позднюю греческую классику. Ведущие художественные школы этого времени – пергамская, родосская, александрийская – развивали традиции Скопаса, Лисиппа, Праксителя,
Пергамская школа больше других тяготела к патетике и драматизму, унаследованным от Скопаса. Полны экспрессии и трагедийного пафоса скульптурные группы Пергамского акрополя «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену». Запечатлевая подлинное историческое событие, победу над галлами, которые осаждали Пергамское царство, античные мастера отдают должное побежденным. «Варвары» доблестны и сильны духом, предпочитая плену и рабству героическую смерть.
Победе Пергама над галлами посвящено и самое величественное сооружение эллинизма – Пергамский алтарь Зевса. Его цоколь опоясывает горельефный мраморный фриз (высота 2,3 м, длина 120 м) с изображением битвы олимпийских богов с гигантами. Никогда еще в античном искусстве картина сражения не была пронизана таким трагическим мироощущением, как на фризе Пергамского алтаря. Схватка в самом разгаре, в нее вовлечены все космические силы. В один яростный узел сплелись человеческие тела, кони, звери, змеи. Лица гибнущих гигантов искажены страшной мукой, позы полны стремительного движения. Композиция утратила классическую ясность, она кажется перегруженной, неуравновешенной.
Драматизм эпохи нашел отражение и в другом знаменитом памятнике эллинизма, скульптурной группе «Лаокоон», выполненной родосскими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Троянский жрец Лаокоон, предупреждавший своих сограждан о хитрости ахейцев, изображен в момент наказания его богами: вместе с двумя сыновьями он был задушен огромными змеями. Ужасная смерть ни в чем неповинных людей – в подобном сюжете и его трактовке отразилась утрата веры в разумность мироздания.
Среди других прославленных шедевров родосской школы ваятелей следует выделить Колосса Родосского (30-метровая статуя Гелиоса, созданная скульптором Харесом, учеником Лисиппа, не сохранилась) и Нику Самофракийскую, прекраснейшую из всех монументальных статуй. Когда-то крылатая богиня стояла на высоком утесе, трубя в боевую трубу. Она словно делает шаг навстречу морскому ветру, под напором которого тонкий хитон плотно прилегает к ее стройному, сильному телу. Могучие крылья как будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.
К высшим достижениям античной пластики принадлежит также статуя Афродиты с острова Мелос («Афродита Мелосская»), ныне составляющая гордость парижского Лувра. Исполненная, по видимому, во 2 веке до н.э. скульптором Агесандром, она мало похожа на современные ей изображения богини любви. В ней нет кокетливости, чувственной соблазнительности. Обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, она строга и возвышенна, возрождая высокий идеал классической эпохи.
Широкого развития в период эллинизма получила декоративная скульптура. Сады и парки эллинистической знати украшали статуи грациозных нимф, мечтательных муз, прекрасных Афродит в стиле Праксителя. Очень популярны были также жанровые, бытовые сюжеты, в которых ярко проявилась острая наблюдательность эллинистических мастеров. Среди наиболее запоминающихся примеров – «Сатир Барберини» (уснувший молодой сатир в состоянии опьянения разлёгся на выступе скалы в небрежной, ленивой позе – подобный образ скульптор мог наблюдать в окружающей жизни), «Пьяная старуха», «Старик, вынимающий занозу».
Героями бытовых сцен очень часто были маленькие играющие дети. Резвые и лукавые малыши возятся с птицами («Мальчик с гусем», скульптор Боэф), катаются на дельфине, даже душат змей (это малютка Геракл). Самого бога любви Эрота стали представлять милым пухлым ребенком, положив начало многовековой традиции.
Пытливый интерес к человеческой личности, к конкретным условиям ее жизни, к возрастным особенностям чрезвычайно характерен для эллинистического искусства. С ним связано развитие портрета, которого почти не знала высокая классика. Не современники, а потомки создали скульптурные образы Сократа, Еврипида, Аристотеля и даже легендарного Гомера.
В области музыки в эпоху эллинизма происходили весьма противоречивые изменения. С одной стороны, налицо было дальнейшее расширение ее выразительных возможностей, развитие технической виртуозности, особенно ценимой слушателями. Однако увлечение виртуозностью сплошь и рядом превращалось в самоцель и шло за счет идейного содержания.
Музыкальное искусство всё больше становилось делом сугубо профессиональным. Так, например, вместо любительского хора в трагедии теперь выступали профессиональные певцы и танцоры, получающие за свою деятельность материальное вознаграждение. Таким образом, музыка утрачивала прежний широкий общественный характер.
Менялись и жанровые пристрастия: театр постепенно уступает место ярким зрелищным представлениям с участием хора, певцов-солистов, танцоров, инструменталистов, а также камерным концертам, ориентированным на знатоков.
1 название объясняется обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры.
2 название происходит от греческого stoa – портик (галерея с колоннами в Афинах, где собирались основоположники Стои).
3 написанные гекзаметром короткие повествования на мифологические или любовные сюжеты.