История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Жанр скерцо в творчестве Шопена

Жанр скерцо сформировался в эпоху классицизма – первоначально в квартетах Гайдна, затем в сонатно-симфонических циклах Бетховена. В своем «типовом» варианте скерцо связано с выражением юмора, шутки, игры, хотя у Бетховена отчетливо наметилась тенденция к драматизации жанра (очень ярко – в скерцо 9-й симфонии). Шопен развивает именно эту трактовку скерцозности. Не нарушая внешние контуры традиционной для скерцо сложной 3хчастной формы, он радикально обновляет содержание жанра. Четыре скерцо Шопена (h-moll op.20, b-moll op.31, cis-moll op.29, E-dur op.54) – это предельно серьезная музыка, полная мятежного пафоса, напряженного драматизма. Кроме того, подобно жанру прелюдии, скерцо в творчестве Шопена обрело автономность – оно стало законченным самостоятельным произведением, а не частью цикла (наряду с этим есть и скерцо в шопеновских циклах).

Скерцо № 2,b-moll (Ор. 31, 1837 г.)

Несмотря на обилие эмоциональных контрастов, в его музыке господствует атмосфера беспокойного смятения, драматической конфликтности. Она устанавливается сразу, в первой же теме, сочетающей «балладную» фантастичность с полонезной энергией. Такую тему нетрудно представить в качестве главной партии сонаты: она строится на фактурном и динамическом контрасте двух элементов. В сравнении с темами венских классиков, это «обращенный» контраст:

  • I-й элемент – таинственно-угрожающий, настороженный (басовый регистр, октавный унисон, «разорванный» ритм);
  • II-й элемент – подобен возгласу благородного возмущения (аккорды ffв верхнем регистре в четком полонезном ритме).

На смену драматической конфликтности главной партии приходит поэтическая кантилена побочной (Des-dur), обрамленная блестящими, бравурными связующей и заключительной темами. Таким образом, вся первая часть скерцо представляет собой ясно выраженную сонатную экспозицию, к тому же сразу повторенную, как во многих сонатах.

Музыка среднего раздела строится на новом, резко контрастом материале. Характер этого контраста во многом напоминает классическое трио, что естественно для жанра скерцо: приглушенность, мягкость звучания, неторопливое движение, ровность ритма. Вместе с тем, в «хоральности» первой темы можно почувствовать романтическое отрешение от «прозы жизни».

По форме средний раздел также подобен своеобразной сонатной экспозиции с тремя темами, которые с импровизационной свободой сменяют друг друга. Первая («главная тема») – в A-dur, это чередование хоральных аккордов с пасторальным наигрышем. Вторая («побочная») – в cis-moll, романтически-мечтательная, вальсообразная; Третья («заключительная»)в E-dur, ритмически непрерывная волнообразная мелодия на плавном басу.

Подобно I-й части скерцо, средний раздел сразу же повторяется, а далее следует большая и весьма драматичная по содержанию связка–разработка. Развитию подвергается, в основном, побочная тема, а также тема связующей партии I части.

Реприза скерцо повторяет всю первую часть без изменений в тональном соотношении тем и заканчивается в параллельном мажоре. Кода также подтверждает эту тональность (окончание произведения в параллельном мажоре – не редкость у Шопена).