История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Вальсы Шопена

По сравнению с польскими танцевальными жанрами, вальс в творчестве Шопена занимает более скромное место (18 произведений). Первые свои вальсы он написал в 16-17 лет, то есть в 1826-27 годах. Эти пьесы, долгое время остававшиеся неизвестными, обычно не включаются в собрания его сочинений. Три вальса op.64 (1846-47) принадлежат к самым последним произведениям композитора. Наряду с собственно вальсом, вальсовость как романтическая танцевальная стихия, пронизывает многие другие шопеновские жанры. Характерные черты вальса, его кружащееся движение, лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной формулой аккомпанемента, обнаруживаются в целом ряде мазурок, в скерцо, балладах.

Большинство шопеновских вальсов строится наподобие своеобразной сюиты, состоящей из нескольких маленьких вальсов, как правило, квадратных, 16-тактовых. Сюитное строение, идущее от бытовых  танцевальных форм, всегда сочетается с репризностью и внутренним единством всей композиции. Основой ее объединения является интонационное родство, ощутимое даже в случае контрастного противопоставления разделов. Встречаются также вальсы рондообразной структуры (например, вальс cis-moll).

Интерпретация жанра вальса в творчестве Шопена осуществлялась в двух противоположных направлениях. Одно из них продолжает традицию веберовского «Приглашения к танцу». Вальсы этого типа представляют собой масштабные концертные пьесы, полные виртуозного блеска и чисто французской элегантности. Снабжая их подзаголовком «Большой блестящий вальс», Шопен подчеркивает связь с «бриллиантным» виртуозным пианизмом первой половины XIX века (Гуммель, Тальберг, Калькбреннер, Фильд). Бытовые корни и прикладная функция жанра здесь стираются. Это не столько танец, сколько яркая картина музыкального быта XIX века.

В большинстве виртуозных вальсов композитор применяет разнообразную фортепианную фактуру (октавную и аккордовую технику, стремительные гаммы, «фейерверк» изящных фигураций). Использование всего арсенала современной пианистической техники делает эти вальсы эффектным и выигрышным материалом для эстрадного выступления. Это «легкая музыка» в лучшем значении этого слова.

Ярким примером может служить вальс Es-dur op.18 (в полном собрании сочинений – № 1, 1831), ставший «официальным» дебютом Шопена в данном жанре [1]. В его музыке, отразившей роскошный блеск аристократического Парижа, царит приподнятое праздничное настроение. Оно передается с помощью стремительного движения, подчеркнутых динамических контрастов, виртуозной фортепианной техники (в частности, репетиционной). Среди множества оригинальных деталей выделяется хроматическое обыгрывание звуков мелодии форшлагами в b-moll’ном эпизоде.

К лучшим концертным вальсам можно отнести также «Блестящий вальс» As-dur op.34 №1, «Блестящий вальс» F-dur op.34 №3 и «Блестящий вальс» As-dur op.42, в котором появляется одна из чудесных кантилен Шопена.

Ко второму типу вальсов относятся небольшие фортепианные поэмы, интимная лирика которых отчасти близка русской, «грибоедовско-глинкинской» элегической сфере. Это вальсы-миниатюры с весьма скромной фортепианной фактурой, вполне доступной для домашнего музицирования (традиция венского бытового вальса). Лишь несколько таких вальсов было издано при жизни Шопена. Очевидно, композитор не предназначал их для печати, не особо рассчитывая на успех у широкой публики и сочиняя, скорее, для себя. Нередко в них заметна близость к жанру лирической мазурки (о чем говорит, например, характерная для вальса As-dur op.69 № 1 свобода ритма и акценты на слабых долях такта [2]). Подобно лирическим мазуркам, эти вальсы – вне салона, вне программности. Высоко поднимаясь над бытом, они раскрывают личные, субъективные чувства; от танца же порой остается лишь фактурная формула аккомпанемента.

Первым из опубликованных самим Шопеном лирических вальсов стал вальс a-moll (в полном собрании сочинений – № 3).

Вальс a-moll (op.34 №2)

Все три вальса ор. 34 названы «Большими блестящими», однако a-moll’ный резко выделяется на фоне двух других [3]. Шопен особенно любил этот вальс – истинно польский, с ритмическими отзвуками куявяка и мазура. Он называл его «Меланхолическим вальсом». Его особый психологический настрой лучше всего определяется словом, которое сам Шопен смог найти лишь в своем родном языке – źal (жаль). Лист, стараясь объяснить это слово в своей шопеновской монографии, связывает его со всей судьбой польской культуры, с неутешной скорбью по невозвратимой утрате. Конечно, в музыке этого вальса нет трагизма a-moll’ной прелюдии; скорее, в ней чувствуется ностальгическая печаль, горечь разлуки с родным домом, романтическое томление по несбыточному идеалу.

Вальс начинается элегической темой, выразительность которой явно связана с народными истоками: «волыночный» бас, плагальные обороты, песенная простота мелодического рисунка. Тема звучит в «виолончельном» регистре в «обращенной» фактуре (мелодия под аккомпанементом). Мерное «покачивание» ритма придает ей сходство с колыбельной. Поскольку явные признаки вальса здесь отсутствуют, логично трактовать начальную тему как вступление.

Далее следует череда новых лирических тем, вносящих в музыку вальса мягкие, порой едва уловимые эмоциональные контрасты. В первой из них восхищает ритмически свободное орнаментальное варьирование мелодии (во втором проведении). Очень выразителен и переход 4-ой по счету темы из одноименного мажора в основную тональность (гармоническая вариация). Печальный колорит здесь подчеркнут неаполитанской субдоминантой. Композитор проводит всю серию тем дважды, после чего возвращается к первой, вступительной теме. Выполняя на этот раз роль завершения, она разворачивается более масштабно (в трехчастной форме вместо периода повторного строения).

Схема вальса:

вст.

a

b

c

c1

a

b

c

c1

закл.

16 т.

20 т.

16 т.

16 т.

16 т.

20 т.

16 т.

16 т.

16 т.

 

8+8

8+12

8+8

8+8

8+8

8+12

8+8

8+8

8+8

 

a-moll

a-moll

C-dur

A-dur

a-moll

a-moll

C-dur

A-dur

a-moll

a-moll

Вальс №7 cis-moll (op.64 №2)

Это один из самых поздних вальсов композитора, ставший, пожалуй, наиболее известным. Он был опубликован в 1847 году. Спустя полвека Александр Глазунов включил этот вальс в свою оркестровую сюиту из сочинений Шопена – «Шопениану» (ор. 46, 1892).

Вся музыка вальса полна поэзии и изящества, импровизационной свободы ритма и мелодики. Основная тема, начинающаяся широким ходом на «романсовую» сексту, сочетает мягкость секундовых «вздохов» и грацию коротких мотивов в пунктирном ритме. Романтическую мечтательность музыки подчеркивает гармония: септаккорд двойной доминанты в самом начале, обилие нонаккордов, ладовая переменность.

Трехчастная форма вальса обогащается добавочным рефреном, который завершает каждую из трёх частей (a+b  c+b  a+b). Основная тема, изложенная в форме большого периода повторного строения (16+16 тактов), сменяется легкой, воздушной мелодией в той же тональности cis-moll. Ее мелодический рисунок строится на формуле «кружения», а безостановочный бег шестнадцатых усиливает ощущение полётности. Именно эта новая тема и выступает в вальсе в роли рефрена; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо [4].

Певучая лирика средней, мажорной части вальса (Piú lento, Des-dur) близка по настроению к ноктюрну. В ее основе – певучая кантилена, в которой танцевальность «затушевывается» множеством междутактовых синкоп (и в мелодии, и в аккомпанементе).

Первый, Des-dur’ный вальс из op. 64, посвященный Дельфине Потоцкой, тоже является одним из наиболее репертуарных вальсов Шопена. Он сам часто включал его в свои поздние концертные программы, которые, вообще говоря, довольно мало варьировались. Вальс отличается стремительностью вихревого движения и лаконичной простотой композиции (трехчастная форма с песенным лирическим трио в той же тональности Des-dur) [5].

Вальс №10 h-moll (op.69 №2)

Написан Шопеном в 19 лет (издан посмертно). В его музыке заметно приближение к венскому романтизму (вспоминается, в частности, шубертовский вальс в той же тональности). Индивидуальность основной, пластичной и напевной темы вальса связана с типичным для польских народных танцев выделением третьей доли такта. В ее узорчатых орнаментах легко уловить развитие элегических настроений, нарастающих в творчестве Шопена конца 1820-х годов. Лирико-поэтическая выразительность оттеняется в h-moll’ном вальсе элегантной грацией среднего раздела (H-dur).

Форму вальса можно трактовать как сложную 3-частную:

a

b

a

C

a

b

a

Период повторного строения

16 т.+16 т.

16 тактов

16 тактов

Период повторного строения

16 т.+16 т.

16 тактов

16 тактов

16 тактов

h-moll

D-dur

h-moll

H-dur®h-moll

h-moll

D-dur

h-moll

Поэзия вальсовой стихии, воплощенная Шопеном, открыла широкие перспективы развития этого жанра в творчестве Верди, Чайковского, Глазунова, Скрябина, Прокофьева.


[1] Более ранние вальсы были изданы посмертно. Среди них – вальс As-dur, вписанный в альбом дочери Эльснера, Es-dur, E-dur, a-moll, e-moll.

[2] Этот вальс, очень польский по музыке, иногда называют «прощальным». Его рукопись с надписью в заголовке: pour M-lle Marie Шопен вручил Марии Водзиньской при их расставании в 1835 году в Дрездене.

[3] Возможно, объединение этих пьес в один опус произошло по инициативе издателя.

[4] В такой же форме Моцарт построил свое «Турецкое рондо» из сонаты A-dur.

[5] Он известен как «вальс-минутка». По преданию, в остинатном кружении его основной темы отразились впечатления Шопена от погони собачки Жорж Санд за собственным хвостом.