История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Концерты Антонио Вивальди

Антонио Вивальди (1678-1741) – один из выдающихся представителей эпохи барокко. Он  родился в Венеции, где сначала учился у своего отца – скрипача капеллы св. Марка, затем совершенствовался у Джованни Легренци. Много концертировал в различных европейских странах, с большим энтузиазмом занимался преподаванием и постановками своих опер. Долгое время он был учителем игры на скрипке в одном из венецианских приютов для девочек-сирот.

За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим священником» (Prete rosso). Действительно, профессию музыканта он совмещал с обязанностями священнослужителя, но затем был отрешен от него за «недозволенное» поведение во время церковной службы. Последние годы композитор провел в Вене, где умер в бедности.

Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465 инструментальных концертов (из них полсотни – grossi), 76 сонат (в том числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из  его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе  на  духовные  тексты. Главное историческое значение его творчества заключается в создании сольного инструментального концерта.

Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство. Под его несомненным влиянием чрезвычайно типичный для барочной музыки тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в классическую эпоху отошел на второй план, уступив место сольному концертированию. Замена группы солистов одной партией явилась выражением гомофонных тенденций.

Именно Вивальди выработал структуру и тематизм позднебарочного сольного концерта. Под воз­действием итальянской оперной увертюры он устанавливает трехчастный концертный цикл (быстро – медленно – быстро) и упорядочивает последование tutti и solo на основе барочной концертной формы.

Концертная форма эпохи барокко основывалась на чередовании ритурнеля (главной темы), неоднократно возвращающегося и транспонируемого, с эпизодами, основанными на новых мелодических темах, фигурационном материале или мотивной разработке главной темы. Такой принцип придавал ей сходство с рондо. Для фактуры характерны контрасты оркестрового tutti и solo, соответственно появлению ритурнеля и эпизодов.

Первые части концертов Вивальди энергичны, напористы, разнообразны по фактуре, контрастам. Вторые части переносят слушателя в область лирики. Здесь господствует песенность, наделенная чертами импровизационности. Фактура преимущественно гомофонна. Финалы блестящи, полны энергии, они завершают цикл в стремительном живом движении.

Динамичная 3-частная циклическая форма концертов Вивальди выражала художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». В логике их образного развития прослеживается влияние общеэстетической концепции эпохи барокко, которая делила мир человека как бы на три ипостаси: Действие – Созерцание – Игра.

Сольный инструментальный концерт Вивальди ориентирован на небольшой состав смычковых инструментов во главе с солистом. Это может быть виолончель, виоль дамур, продольная или поперечная флейта, гобой, фагот, труба, и даже мандолина или шалмей. И все же чаще всего в роли солиста выступает скрипка (около 230 концертов). Скрипичная техника концертов Вивальди разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, двойные ноты (вплоть до труднейших растяжений децим), скордатура, применение самого высокого регистра (до 12-й позиции).

Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих  колористических  эффектов. Обладая острым чувством звукового колорита, он свободно обращался ко многим инструментам и их сочетаниям. Гобои, валторны, фаготы, трубы, английский рожок он применял не как дублирующие голоса, а как самостоятельные мелодические инструменты. 
Музыка Bивальди впитала элементы красочного венецианского музыкального фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танцевальными ритмами. Особенно охотно композитор опирался на сицилиану, широко использовал типичный для итальянских народных танцев размер 6/8. Применяя часто аккордово-гармонический склад, он мастерски использовал и полифонические приемы развития.

Выпуская свои концерты сериями по 12 или по 6 произведений, Вивальди давал и общие обозначения каждой из серий: «Гармоническое вдохновение» (ор. 3), «Экстравагантность» (op. 4), «Цитра» (op. 9).

Вивальди можно назвать основоположником программной оркестровой музыки. Большинство его концертов имеет определенную программу. Например: «Охота», «Буря на море», «Пастушка», «Отдых», «Ночь», «Фаворит», «Щегленок».
Скрипичные  концерты  Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Великий  И.С.Бах «для  удовольствия  и  поучения»  собственноручно  переложил  девять   скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. Благодаря этим музыкантам Вивальди, никогда не бывав­ший в северо-немецких землях, оказался в полном смысле слова «отцом» немецкого инструментализма XVIII века. Распространяясь по Европе, концерты Вивальди служили для современников образцами концертного жанра. Так, концерт для клавира сложился под несомненным художественным воздействием скрипичного концерта (убедительным примером может служить «Итальянский» концерт И.С. Баха).