История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Шопен

Основные темы

Великий музыкальный классик Польши

Периодизация творческой биографии Шопена. Тема родины – его главная творческая тема.

Национальная характерность как самая замечательная черта шопеновского стиля. Прочная опора на польские народные истоки.

Танцевальные жанры в творчестве Ф. Шопена

Огромное значение мазурки в творчестве Шопена. Характерные типы шопеновских мазурок. Мазурки № 5, 13, 34, 47, 49.

Жанр полонеза как символ Польши, претворенный в эпическом плане. Характерные черты шопеновских полонезов. Полонезы A-dur (№ 3) и es-moll (№ 2).
Вальсы Шопена.

Ноктюрны и этюды Ф. Шопена

Жанр ноктюрна, его созвучность романтической эстетике. Концентрированное выражение лирики в ноктюрнах Шопена. Синтетический тип мелодики, типичная ноктюрновая фактура, особенности гармонии и формы. Ноктюрны Es-dur (№ 2), g-moll (№ 6), c-moll (№ 13).

Длительная история этюдного жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства. Абсолютное подчинение виртуозных сложностей творческим задачам в этюдах Шопена. Этюды E-dur (№ 3), c-moll (№ 12), a-moll (№ 23), c-moll (№ 24).

Цикл «24 прелюдии»

Понятие прелюдийности. Значение Шопена в эволюции жанра прелюдии. Его цикл прелюдий ор. 28 как «энциклопедия романтизма», вобравшая все типичные для этого направления образы, жанры, интонации, принципы формообразования.

Произведения крупной формы в творчестве Ф. Шопена

Огромная популярность балладного жанра в эпоху романтизма. Основное содержание шопеновских баллад, их свободные формы. Баллада № 1 (g-moll), связь содержания ее музыки с трагическими событиями в Польше. Особенности драматургии.

Сохранение структуры классического цикла в сонатах Шопена. Наличие скрытой программы в сонате № 2 (b-moll), полярные противоположности романтизма в ее музыке. Последовательное усиление драматизма и трагедийности к концу сочинения. Знаменитые исполнительские трактовки.

Список лекций: