История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Пауль Хиндемит

Годы жизни: 1895-1963

Творчество Пауля Хиндемита явилось вершиной в развитии германской ветви западноевропейской музыкальной культуры ХХ века. Это один из признанных лидеров современной музыки. Его сочинения с полным основанием причисляют к современной классике.

Поразителен универсализм Хиндемита. Он проявил себя не только как выдающийся композитор, но и как прекрасный дирижер, педагог [1], публицист, оставивший интереснейшее литературное наследие. Он занимался научной деятельностью (важнейшим ее результатом стали книги «Мир композитора» и «Руководство по композиции»). В 20х годах XX века Хиндемит был одним из организаторов знаменитых фестивалей современной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене. Для участия в фестивале в Донауэшингене им был создан новый исполнительский коллектив, квартет Амара—Хиндемита, который вскоре приобрел всемирную известность [2].

В историю исполнительства Пауль Хиндемит вошел, прежде всего, как альтист. В 1930 году он был признан одним из лучших мировых альтистов-виртуозов. Вместе с тем, обладая уникальными исполнительскими способностями, он был инструменталистом-практиком, способным сыграть почти все партии своих симфонических произведений на тех инструментах, для которых они предназначены.

Универсализм Хиндемита выражался не только в многогранности музыкального профессионализма. Жизнерадостный, обаятельный и скромный человек, он был мыслителем-гуманистом, пришедшим к созданию собственной философско-этической и музыкально-теоретической концепции. Эта концепция, основанная на глубоком изучении духовной культуры прошлого и вместе с тем обращенная к современности, послужила фундаментом для его собственного творчества.

Особенности стилистической эволюции П. Хиндемита

Один из основоположников современной музыки Запада, Пауль Хиндемит принадлежит к поколению немецких музыкантов, заявивших о себе в годы, непосредственно последовавшие за окончанием первой мировой войны.

Получив музыкальное образование в консерватории Франкфурта-на-Майне (по классу скрипки и композиции), Хиндемит уже в начале 20-х годов стал известен как самый талантливый немецкий композитор нового поколения. В его первых сочинениях очевидны влияния Вагнера, Брамса, Брукнера, Регера, Р.Штрауса. Довольно быстро, однако, в творчестве молодого композитора начинают проявляться и иные тенденции.

Хиндемит прошел через увлечение различными «левыми» течениями, впитав анархические настроения своего времени, связанные со стремлением освободиться от романтического пафоса. Он отдает дань экспрессионизму (например, в ранних одноактных операх «Убийца, надежда женщин» по пьесе О. Кокошки и «Святая Сусанна»).

В знаменитой фортепианной сюите «1922» ор. 26 нашла отклик эстетика урбанизма, стремление подразнить благонамеренную публику нарочитой бравадой. Любопытна авторская ремарка в заключительной пьесе цикла – совет пианисту не вспоминать, чему его учили на уроках фортепиано и играть стихийно, как машина. Аналогичное указание есть и в сонате для альта solo: «темп бешеный, красота звука дело второстепенное. В основе сочинения прообраз старинной танцевальной сюиты, но вместо старинных танцев используются современные шимми, бостон, регтайм, элементы джаза.

В операх «Нуш-Нуши», «Кардильяк», «Новости дня», созданных в двадцатые годы XX века, Хиндемит выступает как один из лидеров «антиромантического бунта», высмеивая излюбленные приемы вагнеровской драмы.

Вместе с тем, творческие искания молодого Хиндемита не замыкаются на антиромантизме. В историю музыки он вошел как один из крупнейших композиторов-неоклассицистов. Сочиняя музыку, он воскрешал традиции вокально-инструментального письма И.С. Баха, соединяя их с элементами современного музыкального языка. Так, одновременно с пародийными, бунтарскими опусами 20-х годов возникает вокальный цикл «Житие Марии» на стихи Рильке, связанный с поиском новой духовности («новой религиозности»).

Неоклассицизм Хиндемита, безусловно, имел национальную, немецкую окраску. Парадоксальное сочетание черт урбанизма, «новой деловитости» и неоклассицизма таило в себе опасность эклектизма, стилистической пестроты, но для Хиндемита оказалось на редкость органичным и плодотворным, сцементировав его все более отчетливо проявлявшуюся авторскую индивидуальность.

В 1927 году начинается новый этап в творческой деятельности Хиндемита, связанный с преподаванием в Государственной высшей музыкальной школе в Берлине. Он сотрудничает с такими разными деятелями немецкой культуры, как Шиффер (скетч «Туда и обратно», опера «Новости дня»), Брехт (музыка к «Поучительной пьесе» и радиопьесе «Полет Линдберга»), Бенн (оратория «Беспрерывное»). При всем различии мировоззренческих позиций общим для всех них было активное неприятие и резкая критика буржуазной действительности.

Нацистский переворот 1933 года заставил композитора глубже вникнуть в общественно-политические проблемы своего времени. Возрастает чувство гражданской ответственности за судьбу своей страны и народа. В мрачной атмосфере наступления гитлеровской идеологии родилось одно из наиболее значительных произведений Хиндемита – опера «Художник Матис» (1935).

В конце 1934 года Хиндемит был объявлен «неприемлемым для новой Германии», имя его было вычеркнуто из фонда «национальной культуры», исчезло из концертных программ. Вскоре композитор покинул Германию, найдя временное пристанище в Швейцарии. В Швейцарии были созданы Скрипичный концерт, серия сонат для различных инструментов с фортепиано, хоровая музыка. Кроме того, Хиндемит закончил свой педагогический труд «Руководство по композиции».

С 1940 года Хиндемит живет в США (после второй мировой войны принял американское гражданство). К мысли о возвращении на родину он относился весьма скептически, однако в 1947 году посетил Германию, выступив там с докладами и концертами, присутствовал на премьере оперы «Художник Матис». Большая педагогическая работа (в Иельском университете, Университете Буффало, на летних курсах С. Кусевицкого в Тэнглвуде) не мешает его творческой активности.

Послевоенные годы – качественно новый этап в творческой биографии Хиндемита. Все разнообразные сферы его деятельности как бы сближаются – композитор обобщает и систематизирует свой богатый опыт музыканта широкого профиля. В последние годы жизни (с 1951 года композитор окончательно перебирается в Швейцарию) Хиндемит мучительно размышлял о судьбах современной культуры и искусства. Все чаще в поисках противовеса бездуховности современного послевоенного общества он устремляется к религии. В вере он видел опору нравственности, так резко утратившей свои позиции. Тревожил его и тот разлад, который происходил между создателями музыки и аудиторией, к которой они обращались, отсутствие контакта композитора со слушателем.

Общая характеристика творчества

Все исследователи творчества Пауля Хиндемита единодушно подчеркивают значение полифонии как самой яркой черты его творческого метода. Как выдающийся мастер контрапункта он стал достойным наследником многовековой традиции европейского (в первую очередь – баховского) полифонического искусства. Хиндемит возрождает и широко использует практически все виды имитационной техники (проведение темы в увеличении, уменьшении, обращении, ракоходе), переосмысляя контрапунктические формы с позиций современности. Формы эти пронизывают все без исключения жанры его творчества: камерные, оркестровые, вокальные, театральные.

Фуги – двойные, тройные – часто выступают в роли финалов его инструментальных циклов. В медленных частях камерных концертов, в вокальной, оперной музыке композитор нередко обращается к пассакалии.

Подобно позднему Бетховену, Брамсу и Брукнеру, Хиндемит добивается органичного синтеза полифонии, вариационности и сонатности, причем именно полифоническая вариационность становится ведущим приемом тематического развития. Отсюда – стройность и архитектурная завершенность форм, тяготение к монументальности, преобладание уравновешенности и гармонии, к которой так стремился Хиндемит-мыслитель.

Тематизм Хиндемита обусловлен полифонической природой его мышления и предполагает в первую очередь именно полифонический способ обработки и развития. Для хиндемитовских тем характерны, с одной стороны, щедрая мелодическая изобретательность, интонационная свобода, а с другой – мотивная концентрированность, графическая логичность, ладогармоническая завершенность.

Хиндемит композитор неиссякаемой работоспособности, сочинявший без перерыва, почти без пауз произведения самых разных жанров. В его «творческом багаже» 19 сценических сочинений, более десятка оркестровых (в том числе симфонии и инструментальные концерты), огромное количество камерно-инструментальных циклов (среди них 8 струнных квартетов [3]), вокально-инструментальная и хоровая музыка, а также сольные сочинения чуть ли не для всех существующих инструментов – от органа до саксофона.

Хиндемит по праву считается одним из наиболее выдающихся симфонистов XX столетия. Его наследие включает восемь симфоний и еще более двух десятков оркестровых партитур, в том числе многочисленные концерты для различных инструментов и солирующих ансамблей. Подобно своим предшественникам — великим симфонистам прошлого, Хиндемит пришел к симфонии через камерно-инструментальные жанры. Он был уже зрелым и признанным мастером, когда в 1931 году под управлением С. Кусевицкого впервые прозвучала Концертная музыка для струнного оркестра и медных духовых, посвященная пятидесятилетию Бостонского симфонического оркестра и поэтому получившая впоследствии название Бостонская симфония. Спустя еще три года композитор завершил симфонию «Художник Матис», образно и тематически тесно связанную с одноименной оперой. Каждая из трех частей симфонии «Художник Матис» — музыкально-философская версия одной из трех картин Грюневальда, составляющих знаменитый Изенхаймский алтарь.

Между камерными и симфоническими жанрами у Хиндемита нет резкой грани в образной сфере и принципах развития – напротив, их тесное взаимодействие несомненно. Но трактовка сонаты как жанра во многом обусловлена спецификой выразительных и виртуозных возможностей солирующего инструмента. Кроме того, по сравнению с симфонией в сонате еще большее значение имеют доклассические принципы мышления (в первую очередь – вариационный и полифонический).

Хиндемит – художник ярко выраженного рационального типа, с «математическим» складом мышления. Одна из типичнейших черт его музыки – сдержанность и равновесие. В ней господствуют обобщенные, «интеллектуализированные» эмоции. Показательно, что композитор занимался латынью, знал античные теории и средневековые музыкально-теоретические трактаты, хорошо разбирался в музыкальной культуре Средневековья, строгого стиля, старонемецкой народной музыке, цитировал григорианские и протестантские хоралы. Много занимаясь старинной музыкой, Хиндемит сделал новую редакцию «Орфея» К. Монтеверди.

1 преподавал музыкально-теоретические предметы и композицию в Иельском университете (Нью-Хейвен), читал лекции на Интернациональных летних курсах Моцартеума в Зальцбурге, в Гарвардском университете (США).

2 Пар­тию первой скрипки играл известный турецкий скрипач Лико Амар. Пауль Хиндемит играл на альте. Премьеры всех собственных произведений для альта — с оркестром, с фортепиано, сольные и камерные — композитор всегда исполнял сам.

3 из них два ранних утеряны.