История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Веризм в итальянской опере XIX века

Веризм [1] как творческое направление зародился в итальянской литературе конца 70х годов XIX столетия. Его суть – беспощадная правдивость в изображении действительности, жизнь, как она есть, со всеми непривлекательными и жестокими сторонами без романтических прикрас. Эстетика веризма, основанная на беспристрастном подборе и освещении фактов, имеет явное сходство с литературным натурализмом [2].

Писатели-веристы (Джованни Верга, Луиджи Капуана, Доменико Чамполи, Чезаре Тронколи), как правило, рассказывали о жизни и нравах итальянской деревни, в частности сицилийской. Их излюбленным жанром была небольшая новелла, в центре которой – человек, обреченный на безрадостное существование. В соответствии со своей программой они интересовались социальными вопросами, сочувствуя жертвам общественной несправедливости.

В музыке веристское направление, представленное главным образом оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и отчасти Дж. Пуччини, сформировалось в противовес увлечению вагнеровской драмой. Следуя опыту писателей, композиторы–веристы обратились к изображению жизни бесправных бедняков.

Первой веристской оперой стала «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1863-1945), созданная в 1890 году по одноименной пьесе главы литературного веризма Дж. Верга. Спустя два года ее триумфальный успех затмили «Паяцы» Руджеро Ленкавалло (1857-1919), чей сюжет основан на реальном инциденте из жизни деревенских комедиантов.

Обе оперы лаконичны: веристы прекрасно понимали, что «длинноты в театре означают скуку, а скучный театр – самый худший из всех возможных» (Верди). Главное внимание авторов сосредоточено на личной драме героев, причем драма эта обрисована не пас­тельными полутонами, а яркими кричащими краска­ми: никакого подтекста, только открытый текст; ни­какой философии, только факты. Обе оперы завершаются трагическими финалами с гибелью главных героев. И та, и другая относятся к жанру мелодрамы – именно так определили свои произведения и Масканьи, и Леонкавалло.

«Сельская честь» Масканьи

«Сельская честь» (Gavalleria rusticana, 1890, Рим) принесла своему автору мировую славу. Именно с этой, первой своей оперой Пьетро Масканьи вошел в историю музыки. «Композитор одной оперы» – так иногда говорят про него. И хотя в творческом багаже композитора 15 опер, все же первенец, действительно, затмил все остальное, став классическим образцом оперного веризма.

Успех этой «деревенской драмы» был подготовлен всеобщим признанием одноименной пьесы Верга, в которой блистала великая трагическая актриса Италии Элеонора Дузе. Опера одноактна, состоит из двух картин, разделенных симфоническим интермеццо. Все действие драмы развивается на протяжении нескольких часов одного праздничного дня (пасха). Место действия – сицилийская деревня.

Молодая крестьянка Сантуцца в отчаянии: ее жених Турриду охвачен страстью к своей прежней возлюбленной – красавице Лоле. Ослепленная ревностью Сантуцца рассказывает об их связи мужу Лолы, возчику Альфио. Обманутый муж вызывает Турриду на поединок, в ходе которого убивает соперника.

Музыкальный язык оперы открыто и непосредственно опирается на фольклорные истоки, на бытовую современную музыку. Господствует стихия песенности, что является традиционной чертой итальянской оперы.

Драматургия основана на чередовании картин сельского праздника с краткими сольными эпизодами и напряженно-конфликтными дуэтными сценами (сходство с «Кармен»).

Высшая кульминация оперы – дуэт Турриду и Сантуццы (конец I картины). Он построен на сложной смене контрастных разделов, раскрывающих остроконфликтные личные взаимоотношения.

«Паяцы» Леонкавалло

Другой образец нового оперного стиля – «Паяцы» (Pagliacci, 1892, Милан), произведение, ставшее классикой веризма. Эта опера является наиболее значительным творческим достижением Руджеро Леонкавалло. [3] Ее содержание построено на реальной жизненной истории, которая запомнилась композитору еще в детстве. Однажды в суде, где председателем был его отец, слушалось дело об убийстве: артист бродячей труппы в порыве ревности убил свою жену прямо во время представления. В опере эта история разыгрывается в течение одного праздничного дня (Благовещение).

В южно-итальянскую деревушку приезжают странствующие комедианты: хозяин труппы Канио, его жена – красавица Недда, клоун Тонио, играющий в пьесах роли придурковатых глупцов, и Беппо. Вечером должно состояться представление, а пока и актеры, и крестьяне отправляются в таверну. Остаются лишь Недда и Тонио, признающийся ей в любви. Но молодая женщина высмеивает его. Она влюблена в Сильвио, крестьянского парня, который зовет ее бросить мужа, театр и бежать с ним. Недда согласна: ей надоела и кочевая жизнь комедиантов, и муж, который изводит ее дикой ревностью.

Тонио становится свидетелем тайного свидания Недды и Сильвио. Желая отомстить за все унижения, он зовет Канио, и тот слышит слова Недды, обращенные к любовнику: «Этой ночью навсегда твоей буду!». Канио бросается к ним, но Сильвио удается бежать. Обманутый муж полон отчаяния, но ему приходится выходить на сцену и веселить толпу.

Сюжет пьесы, которую комедианты разыгрывают перед крестьянами, поразительно похож на сложившуюся в действительности ситуацию. Канио играет роль Паяца, а Недда – его жену Коломбину, у которой есть любовник Арлекин (эту роль играет Беппо). В ходе театральной любовной сценки обезумевший от ревности Канио забывает об игре, в его душе бушует подлинная страсть. В состоянии аффекта он убивает Недду и выбежавшего к ней на помощь Сильвио. Затем, сражённый тяжестью своего преступления, Канио роняет нож, а Тонио объявляет публике: «Комедия окончена» (La comedia è finita!).

Характерные черты веристского направления

В операх «Сельская честь» и «Паяцы» определились характерные черты веристского направления:

  • отход от героико-романтической традиции, обращение к современным сюжетам, связанным, как правило, с темами любви и ревности;
  • подчеркнуто обыденная, прозаическая обстановка места действия;
  • применение прозаического текста вместо стихотворного;
  • быстрая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино;
  • эффектность театральных ситуаций. Развитое чувство сцены – одна из сильных сторон творчества веристов. Они умели «заинтересовать, поразить и растрогать» слушателя (качества, которые Пуччини назвал тремя основными законами театра);
  • акцент на психологических переживаниях героев, картинах повседневного быта;
  • некоторая аффектация человеческих эмоций, напряжённость кульминационных сцен;
  • демократичность музыкального языка, непосредственно связанного с народными жанрами;
  • повышенно экспрессивный вокальный стиль, получивший свое высшее выражение в «ариях крика» (ариозо Канио «Смейся, паяц» [4]);
  • обогащение речитативно-декламационной сферы;
  • использование симфонического развития.

Веристская опера оказалась недолговечной. Очень скоро обнаружилась эстетическая ограниченность этого творческого направления. К его недостаткам следует отнести и злоупотребление бьющими по нервам эффектами, и преувеличенные, «взвинченные» эмоции, и назойливые штампы, кочующие из оперы в оперу. Единственным композитором, сумевшим преодолеть ограниченность веристского направления, был Джакомо Пуччини. Целый ряд его опер относят к высшим достижениям итальянского оперного веризма. Среди них «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904). Вместе с тем, далеко не всё в этих сочинениях отвечает эстетическим нормам веристского театра. Строго говоря, только «Плащ» из цикла «Триптих» (1916) пол­ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны.

[1] от итальянского vero – истинный, правдивый.

[2] Представители натурализма (от лат. natura – природа, naturalis – природный, естественный) стремились к «объективной летописи» жизни, к строго объективному изображению человеческих характеров и жизненных явлений. При этом они сознательно отстранялись от выражения субъективной художественной оценки происходящего, уподобляя свой метод научному исследованию. Среди главных представителей натуралистической литературы – французские писатели Эмиль Золя, братья Э. и Ж. Гонкур, Гауптман.

[3] Свои оперы Леонкавалло писал на собственные либретто (не без влияния Вагнера). Кроме «Паяцев», известность получила «Богема», несколько поблекшая на фоне одноименного шедевра Пуччини, а также сентиментальная комедия «Заза».

[4] Смейся, паяц! И всех ты потешай! Ты шуткой должен скрыть рыдания и слезы; Смейся, паяц, над разбитой любовью, Смейся же, смейся над горем своим!