История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Карл Орф

Годы жизни: 1895–1982

Почти все творчество немецкого композитора и драматурга Карла Орфа так или иначе связано с театром, которому он посвятил свыше 15 произведений. Однако театр Орфа – явление необычное, стоящее «вне традиций». Это не драматический спектакль и не опера. Это универсальный синтетический музыкальный спектакль, использующий элементы различных театральных форм. Среди них преобладают старинные, «дооперные» формы,  связанные с уличными карнавалами, средневековыми   мистериями,   итальянской комедией  масок, театром марионеток, элементами хореографии, пантомимы, оратории. Музыка в этом спектакле играет очень важную роль, но при этом выступает на равных правах с другими искусствами.

Интерес Орфа к театру обусловлен общим увлечением жителей Баварии сценическим искусством. Уроженец Мюнхена, кровно связанный с баварской культурной почвой, он  получил образование в мюнхенской Музыкальной академии, где впоследствии стал профессором композиции. Однако его главной  профессиональной школой был драматический театр: сразу после окончания Музыкальной академии Орф начинает работать в мюнхенском камерном театре,  а  позднее –  в драматических театрах Мангейма и Дармштадта. Эта деятельность стала для него стимулом к поиску тех новых форм театрального синтеза, к которым он пришел в будущих сочинениях.

Молодой музыкант полностью погружается в театральную атмосферу. Он был не только дирижером в драматических спектаклях, но и концертмейстером на хореографических вечерах, суфлером, осветителем, даже рабочим сцены.

Другая сфера его творческих интересов – баварский фольклор. В 1930-е годы, вместе со своим другом, университетским профессором Куртом Хубером, Орф изучал и обрабатывал народные песни и танцы горных областей Баварии. Именно фольклор, музыкальный и поэтический, становится основой его творчества, что дает основание связать стиль Орфа с неофольклоризмом.

Вместе с тем, музыку Орфа в целом можно определить и как немецкий (в частности,  баварский) вариант неоклассицизма. Об этом говорит интерес композитора к прошлым эпохам, старинным жанрам, углублённое изучение сочинений К. Монтеверди, Г. Шютца, И. C. Баха [1]. В старинной музыке он нашел близкие себе художественные качества – экономию средств, строгость конструкции. Все это имело большое значение для формирования оригинального музыкального стиля Орфа. Характерно и его обращение к «вечным», вневременным сюжетам, почерпнутым в пьесах Софокла («Антигона», «Царь Эдип»), Эсхила («Прометей»), Шекспира («Сон в летнюю ночь»). Излюбленным литературным источником для сочинений Орфа становится также средневековая  литература, сюжеты народных  сказок, исторических хроник, мистерий.

Однако неоклассицистские тенденции получают у Орфа самобытное, индивидуальное претворение. Они имеют мало общего с тем вариантом неоклассицизма, который дает творчество Пауля Хиндемита с его ориентацией на инструментальную культуру барокко. У Орфа принципы неоклассицизма теснейшим образом взаимо­действуют с фольклорным материалом.

Основные жанры творчества Орфа

Творческая деятельность Орфа продолжалась долго, вплоть до его 80-летия. Судьба словно компенсировала композитору «запоздалое» обретение успеха у публики. Заметной фигурой современного немецкого искусства он стал только после премьеры сценической кантаты «Кармина Бурана». Первое исполнение этого музыкального бестселлера XX века состоялось  в  1937 году, когда композитору было уже за сорок [2]. К этому времени представители его поколения – Пауль Хиндемит, Артур Онеггер, Сергей Прокофьев – давно завоевали всемирную известность.

Более поздние сценические кантаты Орфа – «Катулли кармина» и «Триумф Афродиты» – составили вместе с «Кармина Бурана» триптих «Триумфы».

Жанр сценической кантаты стал начальным этапом на  пути  композитора  к  созданию других синтетических театральных форм, представляющих новаторский театр Орфа. Это:

  • Назидательные музыкальные сказки – «Луна», «Умница» (обе на сюжеты сказок братьев Гримм), «Хитрецы» («Астутули»).
  • Мистерии – «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия конца времени».
  • Разговорно-музыкальные драмы, предназначенные для драматических актеров, певцов, хора и оркестра – «Бернауэрин», «Хитрецы», «Сон в летнюю ночь».
  • Античные трагедии – «Антигона», «Царь  Эдип», «Прометей» (античная трилогия).

Если сценические кантаты и античные трагедии – это сочинения целиком музыкальные, то в мистериях хоровое пение чередуется с разговорными сценами, а в пьесах для драматических актеров музыкой озвучиваются лишь самые «ответственные» моменты. Особняком стоит «Астутули», единственная у Орфа пьеса почти без использования звуков определенной высоты. Ее основной музыкальный компонент – ритм ударных и ритм старобаварской речи. Необычные выразительные средства, в частности, не поющий, а говорящий хор, композитор использовал и в поздних работах. Примером может служить его последнее сочинение – «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

«Умница (сказка о крестьянской девушке и короле

Больше всего оперных черт наблюдается в «Умнице» (1942), в которой есть сходство с  немецким  зингшпилем с его песенными формами и обилием разговорных сцен. Большинство сцен здесь – музыкальные, ряд героев имеет вокаль­ные характеристики, а партия главной героини целиком во­кальна. Оркестр – симфонический, тройного состава, с боль­шой группой ударных, фортепиано, челестой и арфой. Однако если композитор и ориентировался на оперу, то на оперу дороманти­ческую. Это было свойственно и многим его современникам – представителям неоклассицизма, но для них «моделями» обыч­но служили опера-сериа и опера-буффа.

Сюжет «Умницы» заимствован из народных сказок. По словам самого композитора, здесь многие сцены возникли из немецких пословиц и поговорок.

Томящийся в тюрьме крестьянин сетует на то, что не послушал свою дочь, безошибочно предсказавшую все постигшие его беды. Король, желая удостовериться в ее необыкновенном уме, загадывает Умнице три загадки и, получив правильные ответы, берет ее в жены. Однако вскоре решает прогнать, так как она посмеялась над его правосудием: Король присудил новорожденного осленка не простодушно­му погонщику ослицы, а хитрому погонщику мула, нашедшему его; Умни­ца же посоветовала погонщику ослицы показать Королю нелепость его ре­шения, забрасывая сеть на сухой земле. Мудрость крестьянской дочери помогает ей привести всю историю к счастливой развязке. Поскольку Ко­роль, прогоняя жену, разрешил ей взять с собой самое дорогое, она кладет в большой сундук его самого, опоенного маковым отваром. Проснувшись поутру рядом с Умницей под цветущим деревом, Король вынужден при­знать ее победу.

Кроме сказочных героев в действии принимают участие трое бродяг, которые комментируют происходящее. Одновременно разворачивается два различных сюжета – на основной сцене и на авансцене.

«Бернауэрин»

К наиболее выразительным страницам творческой биографии Орфа относится история создания «баварской пьесы» «Бернауэрин», ставшей своеобразной реакцией на трагические события  второй  мировой  войны.  Это сочинение композитор посвятил памяти Курта Хубера. Ученый-этнограф с мировым именем, роль которого в изучении немецкого фольклора сравнивают с ролью братьев Гримм, Хубер был казнен после разгрома немецкого Сопротивления (1943) [3].

В драме Орфа нашли косвенное отражение и душевная стойкость Хубе­ра перед лицом смерти, поразившая тюремного священника, и его заключительное слово на суде, и последние письма к жене, и зловеще-гротесковая фигура председателя берлинского суда.

Сюжет основан на ис­торических событиях XV века, изложенных в баварской хронике: дочь владельца аугсбургских купален Aгнес Бернауэрин, ставшая женой герцога Альбрехта Мюнхенс­кого, три года спустя после свадьбы была по приказу свекра, правящего герцога Баварского, объявлена ведьмой и утоплена в Дунае.

Выразительные средства музыки Орфа

Стиль Карла Орфа отличается строгой избирательностью музыкально-выразительных средств и одновременно редкой убедительностью. Его музыка, по своему складу удивительно про­стая, порой до примитивности, обладает гипнотической силой воздействия на самые широкие массы слушателей. Композитор добивается предельной выразительности с помощью элементарных музыкальных  средств. Считая, что сложные приемы современной композиторской техники привели музыкальное искусство к разрыву с широкой аудиторией, Орф стремился вернуть его к древним народным истокам. Именно здесь он усматривал основу выживания искусства.

Отсюда – возрождение монодии, диатоническая ладотональная основа, простые гармонические структуры, замена гармонического развития многообразными сопоставлениями. Гармония Орфа обладает завораживающей силой в своей элементарности, архаичности (в этом ощущается сходство со стилем И. Стравинского, Б. Бартока). На фоне господствующей диатоники редкие хроматизмы воспринимаются как яркая, эффектная краска. Широко используется модальность с преимуще­ственным отсутствием вводнотонности, аккорды нетерцовой структуры, длительные педали и остинато.

Главным же средством выразительности в его сочинениях является первобытная магия ритма, которая вносит в музыку Орфа языческое, коллективное начало. Мощные, завораживающие ритмы, переменность акцентики, ритмические остинато воплощаются композитором не только с помощью огромного состава ударных инструментов, но и за счет четкой, скандированной подачи поэтического текста.

Приоритет ритмического начала в музыке Орфа приводит к отказу от симфонического оркестра (к середине 50-х годов). Композитор заменяет его чрезвы­чайно разнообразным ансамблем ударных инструментов, включая многочисленные инструменты Восточной Азии и Африки. Но даже в более традиционных оркестровых составах ведущую роль играют ударные, а наряду с ними – несколько фортепиано, которые являются почти обязательными инструментами в театре Орфа. Самый характерный для него  инструментальный состав – рояль и ударные.

Роль струнных резко падает, особенно традиционно ведущих скрипок и виолонче­лей. Вместе с тем, композитор изобретательно пользуется не­обычными сочетаниями инструментов и необычными приемами игры на них (плектром или палочкой по струнам фортепиано, аккордовое pizzicato смычковых по типу гитарных приемов, флажолеты контрабасов).

Отказываясь от симфонического оркестра, Орф сосредото­чивает исключительное внимание на человеческом голосе. Источником его музыки является слово, которое ставится во главу угла. Способы подачи слова в произведениях Орфа исключительно разнообразны:

  • разговорная речь;
  • ритмизованная речь без определенной высоты;
  • псалмодирование (в том числе хоровое) на одной ноте, в узких интервальных пределах, или, на­оборот, со свободной мелизматикой;
  • собственно пение;
  • «речевая ария» (где слова имеют как бы мелодическое звучание, например, в «Царе Эдипе»).

Ведущая роль слова в произведениях Орфа определила его настойчивый интерес к различным языкам и диалектам. Стремясь к подлинности, аутентичности текста, композитор использует языки прошлых эпох: древнегреческий, старофранцузский, классическую и средневековую латынь, баварский диалект. Эта практика неотделима от его собственного словесно-поэтического творчества (Орф – автор текстов большинства своих произведений).

Нарочитая простота используемых Орфом музыкальных средств, производившая  сильнейшее впечатление на его современников, свидетельствовала не о бедности композиторского мышления. Эта простота вобрала в себя раз­ные пласты многовекового опыта как европейской, так и миро­вой культуры – культуры всего человечества.

Музыкально-педагогическая система Орфа

Свои театральные произведения Карл Орф создавал в расчете на универсального артиста, который может быть и чтецом, и певцом, и актером, и даже мимом. Он был убежден в том, что подобная универсальность изначально заложена в природе человеческих способностей, надо только создать условия для их развития. Композитор разработал свою оригинальную  модель обучения детей музыке в процессе свободного музицирования.

Вопросами музыкального воспитания Орф стал заниматься уже в молодые годы. Он основал в Мюнхене (вместе с хореографом Доротеей Гюнтер) школу гимнастики, музыки и танца (1924). Многолетний опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы Орфа. Она опирается, главным образом, на развитие чувства ритма как первоначальной основы музыкальных способностей, а также на синтез музыки и движения.

Результатом работы композитора в школе Гюнтер явился пятитомный труд «Шульверк» [4]. В основе «Шульверка» лежит фольклор – южно-немецкие песни и танцы.

В 1962 году в Зальцбурге, в Высшей школе музыки и изобразительного искусства «Моцартеум», стал действовать созданный Орфом Институт музыкального воспитания. Институт Орфа стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Педагогическая система Орфа ставит целью не обучение музыканта-профессионала, а формирование гармонично развитой личности, способной как к восприятию самой различной музыки – от средневековой до современной, так и к практическому музицированию в самых различных формах.


[1] в 1931-1932 годах Орф был дирижёром Баховского общества.

[2] Ранние произведения Орфа – песни, кантаты, оперы создавались под влиянием творчества К. Дебюсси, X. Пфицнера, Р. Штрауса. Он пробует силы в традиционных жанрах (неоконченные оперы по пьесам М. Метерлинка и А. Стриндберга).

[3] Курт Хубер стоял во главе антифашистской организации студентов «Белая роза».

[4] Schulwerk — школьное творчество.