История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини (1858–1924) – едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX – ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис­полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).

Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет – от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина – рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай» (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»). Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм. Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер – образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с вердиевской «Травиатой»). Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами. Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини – «Плащ» из цикла «Триптих» [1] (1916) – пол­ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене. В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).

В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, одна­ко не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).

При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:

  • прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
  • мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
  • особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
  • отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
  • при самом пристальном внимании к оркестровой партии – неизменная гегемония поющих актеров.

Прямой наслед­ник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки. Это и симфонизированные формы Вагнера с их лейтмотивным развитием, и свежие ладогармонические откры­тия Дебюсси, и остроэкспрессивные средства гармонии и оркестровки, применявшиеся молодым Стравинским. Оставаясь ярко национальным художником, он неоднократно вносил в свою оперную музыку и элементы иных национальных культур – японской, китайской, американской, а также мотивы французского и венского музыкального быта.

1 «Трип­тих» состоит из сюжетно самостоятельных новелл: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки».