Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини (1858–1924) – едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX – ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто исполняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).
Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет – от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина – рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай» (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»). Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.
Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм. Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.
Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер – образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с вердиевской «Травиатой»). Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами. Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини – «Плащ» из цикла «Триптих» [1] (1916) – полностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене. В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).
В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, однако не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).
При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:
- прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
- мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
- особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
- отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
- при самом пристальном внимании к оркестровой партии – неизменная гегемония поющих актеров.
Прямой наследник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки. Это и симфонизированные формы Вагнера с их лейтмотивным развитием, и свежие ладогармонические открытия Дебюсси, и остроэкспрессивные средства гармонии и оркестровки, применявшиеся молодым Стравинским. Оставаясь ярко национальным художником, он неоднократно вносил в свою оперную музыку и элементы иных национальных культур – японской, китайской, американской, а также мотивы французского и венского музыкального быта.
1 «Триптих» состоит из сюжетно самостоятельных новелл: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки».