История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Органная музыка

Самое почетное место в музыкальной жизни XVII века занимал орган с его репертуаром. Придет время – и органное искусство отступит на второй план (уже в эпоху венских классиков). В XVII же веке оно пользовалось наибольшим пиететом. Тогда орган считался «королем всех инструментов» и он действительно оправдывал такую характеристику:

  • своим внушительным многоголосным звучанием большого диапазона, которое превышало диапазон всех инструментов оркестра;
  • ярчайшими динамическими контрастами;
  • огромными тембровыми возможностями (количество регистров в больших органах доходит до 200, но главное – сочетание нескольких регистров порождает новый тембр, совсем не похожий на исходный.

В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент заставить их звучать). В звучании органа можно услышать и хор, и все инструменты симфонического оркестра, вот почему говорят, что орган – это «большой симфонический оркестр, на котором играет один человек». Все это выдвинуло орган на первое место среди инструментов XVII века, и даже оркестр того времени не мог соперничать с ним.

Орган – клавишно-духовой инструмент, имеющий очень длинную историю. Уже в Древнем Египте и в античной Греции существовал так называемый гидравлос – водяной орган, трубы которого звучали с помощью водяного пресса. Постепенно строение органа все более усовершенствовалось. В современном органе:

  • от 800 до 30 тыс. труб разных размеров и у каждой – свой тембр;
  • несколько клавиатур, которые расположены ступеньками одна над другой и называются мануалами;
  • множество педалей, образующих своеобразную ножную клавиатуру – органист играет и руками, и ногами, поэтому ноты для органа пишутся на трех линейках;
  • воздухонагнетающий механизм – мехи и воздухопроводы;
  • кафедра, где сосредоточена система управления.

Органы всегда строились для конкретных помещений и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших в Европе органов находится в Риге, в Домском соборе.

Органы XVII века уже не отличались резко по звуку от современных органов, хотя их техническое усовершенствование продолжалось. Они были непременными участниками церковной службы, звучали и вне церкви – в частных домах. Было несколько разновидностей органов:

  • в крупных соборах находились наиболее совершенные, величественные органы гигантских размеров с двумя–тремя мануалами;
  • в домашнем быту, в небольших церквах получили распространение позитивы (комнатные) и портативы (переносные) органы; в театрах, небольших часовенках, на улицах можно было услышать регаль – маленький орган с пронзительным, несколько гнусавым звуком.

Нидерландская органная школа

В развитии органной музыки так или иначе участвовали композиторы различных европейских стран. Почти повсюду в Западной Европе в крупных соборах, церквах работали первоклассные органисты – композиторы и исполнители в одном лице, что было нормой для того времени. Например, в Голландии, в Амстердаме, протекала деятельность гениального исполнителя-импровизатора на органе Яна Питерса Свелинка – представителя нидерландской школы. С его именем связаны первые в истории музыки публичные органные концерты, которые Свелинк устраивал прямо в церкви, где работал. Он охотно передавал свой опыт и знания многочисленным ученикам, которые приезжали из разных стран. Среди них – известный впоследствии немецкий органист Самуэль Шейдт.

Итальянская органная школа

Италия в это время выдвинула великого Джироламо Фрескобальди. «Итальянский Бах», «отец подлинного органного стиля» – так называли его впоследствии. Деятельность Фрескобальди протекали в Риме, где он был органистом собора св. Петра. Произведения Фрескобальди рождались в тесной связи с его исполнительской деятельностью. Слухи о блестящем органисте привлекали в Рим многочисленную публику, которая толпами стекалась в собор, словно в концертный зал, чтобы послушать его игру.

Немецкая органная школа

Однако наиболее важную роль в развитии органной музыки сыграли немцы. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха. Здесь выдвинулась целая плеяда крупных и оригинальных мастеров, которые удерживали первенство в развитии органной музыки вплоть до времен Баха.

Первые немецкие органисты были учениками великих венецианцев – Андреа и Джованни Габриэли, органистов XVI века. Многие из них учились у Фрескобальди и Свелинка. Немецкая органная школа, таким образом, восприняла все лучшее, что было у композиторов других стран, синтезировав достижения и итальянской, и нидерландской школ. Из многочисленных органистов Германии особенно знамениты Самуэль Шейдт, Ян Адам Рейнкен, Дитрих Букстехуде (представители северонемецкой школы), Иоганн Пахельбель.

С развитием органной музыки связан расцвет инструментальной полифонии. Творческие усилия немецких органистов были направлены, в первую очередь, на жанр фуги – высшей полифонической формы. Фуга в сочинениях немецких полифонистов сложилась в своем «предбаховском» облике, еще не достигнув высшей своей зрелости. Классически совершенный вид она приобретет несколько позже, в творчестве Баха.

Другой любимый жанр немецкой органной музыки – хоральная прелюдия. Это обработка для органа напевов протестантского хорала, то есть духовных песнопений лютеранской церкви. Они возникли в эпоху Реформации и были основаны на немецких народных мелодиях. Это исконно немецкий национальный жанр. В обязанности немецкого органиста входило сопровождение пения общинного хорала и «прелюдирование» на хоральные темы во время богослужения (в чередовании с пением прихожан). Хоральные обработки имеют множество разновидностей от простейших гармонизаций хоральных напевов до развернутых хоральных фантазий.