История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Антонин Дворжак

Антонин Дворжак (1841–1904) наряду с Бедржихом Сметаной явился основоположником чешской композиторской школы. По сравнению со своим старшим современником, он жил в иную эпоху. Ему не нужно было все создавать сначала, как это приходилось делать Сметане. Он мог рассчитывать на поддержку Сметаны и, действительно, получал ее (Сметана помогал в постановке опер Дворжака).

Творчество Дворжака разнообразно по жанрам:

Оперы – «Король и угольщик», «Хитрый крестьянин», «Якобинец», «Черт и Кача», «Русалка».

Вокально-хоровая музыка – оратория «Святая Людмила», «Stabat Mater», «Моравские дуэты» (для женских голосов).

«Славянские танцы», «Думки» (фортепианные трио).

Симфонические сочинения – «Гуситская увертюра» и 9 симфоний.

В трактовке симфонии Дворжак не пошел по пути Листа и Берлиоза, которые отдавали предпочтение сюжетности, программности. Его симпатии были на стороне другого типа симфонии, связанного с традициями немецкой школы. В частности, великим авторитетом, наставником и другом Дворжака был Брамс. Все 9 симфоний Дворжака непрограммны, несмотря на то, что 2 из них имеют подзаголовки[1].

Симфонии Дворжака не равнозначны между собой: первые явно уступают последующим (требовательный к себе композитор оставил их неизданными). Лучшей считается последняя, 9-я симфония («Из Нового Света»).

[1] Первая симфония – «Злоницкие колокола».