История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Фантазия f-moll Шопена

(ор. 49, опубликована в 1842 г.)

Жанр фантазии восходит к позднему Возрождению. Подобно прелюдии, он связан со свободной импровизационностью, но, в отличие от нее, отмечен большей монументальностью, концертностью. Таковы фантазии Баха, Моцарта, Шуберта («Ски­талец»), Шумана (фортепианная фантазия C-dur).

Шопен трактует свою фантазию как грандиозную романтическую балладу, хотя и не называет ее так. Чрезвычайно ярко представлен в ней свободный балладный стиль, а также характерные черты одночастной свободной формы, сочетающей эле­менты различных классических форм.

Фантазия начинается с большого (42 такта) медленного эпического вступле­ния – Пролога. Он основан на двух маршеобразных темах, развитых по правилам сонатной экспозиции. 1-я тема подобна гл. п., состоящей из двух контрастных элементов: один – унисонный, в низком регистре, сурово-вопросительный; другой – более мягкий и светлый, звучащий как ответ на предыдущий вопрос. Он характеризуется более полной аккордовой звучностью, бо­лее высоким светлым регистром. Вместе с тем, оба элемента подчинены пунктирному ритму марша. За начальным 4хтактом следует серия его видоизмененных повторений, обостряю­щих контраст между элементами. При этом развитию подвергается только второй элемент, который в конце концов обособляется в новую самостоятельную 2-ю тему.

Эта 2-я тема (как бы побочная) имеет рыцарски-благородный характер, отличает­ся мажорным колоритом (строится на модулирующей секвенции, затра­гивающей только мажорные тональности), уверенной поступью марша, аккордовой фактурой.

Затем следует заключительная партия, объединяющая некоторые свойства обеих предыдущих тем. Поскольку все темы проходят в главной тональности, возникает сходство не с обычной классической экспозицией, а скорее с первой (оркестровой) экспозицией классического концерта.

После Пролога начинается своеобразная связующая часть, построенная на триольной фигурации. Она контрастирует с предыдущим ма­териалом во многих отношениях. Там – строгая маршевость, противопоставление контрастных элементов, замкнутое целое, господство главной тональности, оркестровые ассоциации. Здесь – декламационность, импровизационная свобода (смены темпа, длительные остановки, ферматы) – аналогии со вступлением «сказителя»; однородный тематизм; тональная неустойчивость, «открытая» форма.

Связующая часть по своему значению сходна с классическим сонатным вступлением. Ее материал затем будет открывать разработку и коду (как и в «Патетической» сонате Бетховена). Она завершается большим темповым и динамическим нарастанием, непосредственно вливающим­ся в сонатное аллегро.

Главная партия содержит элемент лирического порыва, воспринима­ется как взволнованный рассказ-повествование. Как и вся фантазия в целом, она отмечена ладовой переменностью: в ней две различные темы – f-moll (9 т.) и As-dur (8 т.). Первая тесно связана с первым элементом темы Пролога, вторая вытекает из развития второго элемента. Первая тема напряженно-устремленная, предыктовая, метрически свободная бла­годаря синкопированному ритму. Вторая тема тоже лирически взволнованна, но образ ее более светлый, женственный.

Далее неустойчивое секвентное построение приводит развитие к тональности c-moll и здесь появляется новая тема, которая в первый момент воспринимается как побочная. Это фраза драматического характера, повторяющая в более сжатой форме основной контраст главной партии. Однако собственно побоч­ная появляется позже, в Es-dur. Это триумфальная, мужественная «тема героя» – кульминация экспозиции. Как и в предыдущих темах, в ней налицо сопоставление двух элементов – быстрого энергичного мелодического взлета ок­тавами и ответного – аккордового.

Заключительная партия – тоже энергичный марш, но приглушенный, несколько таинственный, чисто диатоничный, с элементами хоральных гармоний.

В целом, образы экспозиции при всей их контрастности представляют одну образную плоскость, один мир. Это мир «земных» реалий. Ос­новной контраст же лежит не внутри экспозиции, а за ней.

Экспозиция заканчивается прерванной каденцией и прорывом неустойчивых элементов (это вступительный раздел внутри разработки, который по выразительности и материалу связан со вступлением). Через несколько тактов звучит несколько омраченная, «усталая» главная тема, а вслед за ней начало связующей партии. Оно приводит к постепенному умиротворению, успокоению и после этого как некое божественное видение появляется новый эпизод в разработ­ке, контрастирующий всему предшествующему развитию в целом. Звучность приоб­ретает органный, хоральный характер, резко меняется темп (Lento Sostenuto), метр (3/4 вместо 4/4), тональность (далекий H-dur). Характер спокойный, отрешенный.

Lento воспринимается как обособленная медленная часть цикла со своей особой внутренней структурой (простая 3-хчастная форма). Содержание этого эпизода можно связать с общими идеями романтической эстети­ки: от «жизненных бурь» – через успокоение – к молитве, обращению к Богу или мечте по идеалу.

Далее следует новый «взрыв», подобный внезапному пробуждению, и через несколько тактов начинается реприза. Весь материал экспозиции здесь перено­сится на кварту вверх, но музыкальное развитие более энергично и непрерывно.

Окончательный вывод дается в коде. Кода содержит:

– вступительное построение, аналогичное начальному разделу разработки;

– основную часть: в As-dur на ff проводится первая фраза (2 т.) центрального эпизода. Эта величественная хоральная фраза переходит в сво­бодный речитатив в совершенно особом изложении – рр, без сопровождения, ad libitum (без строгой метрической основы, с ферматами);

– заключительный раздел – непрерывное фигурационное движение на тонике As-dur, постепенно «возносящееся» в самый высокий регистр и там зами­рающее.

Таким образом, ни одна из тем экспозиции в коде не появляется. Следователь­но, разрешение некоего основного противоречия, основного контраста происхо­дит не «внутренним» путем, а путем его перевода в другую – идеальную, возвы­шенную область.