История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

«Я роняю Запад»: Что такое русский рэп?

Музыкальная критика на musike.ru :

Рецензии

Даниил Сергеев, учащийся 1 курса теоретического отделения ЦМШ

Едва ли будет преувеличением сказать, что в настоящий момент рэп в России не читает только ленивый. Никого не удивляет обсуждение рэп-новостей на федеральных каналах, попытки политиков пиариться за счет рэп-артистов [1], участие рэперов в телевизионных проектах. Ксения Собчак берет интервью у одного из самых известных хип-хоп исполнителей России - Скриптонита, а на телеканале «Культура» обсуждают феномен рэп-батлов. Русский рэп стал настолько популярным, что вышел за пределы нашей страны. Это доказала недавняя победа в баттле русского рэпера Мирона Федорова (Oxxxymiron) над американцем Баширом Ягами (Dizaster). Отечественная хип-хоп культура постоянно растет: рэп выходит на телевидение, рэп-артисты собирают «Олимпийский», их клипы набирают миллионные просмотры на YouTube. В рэп-культуре постоянно появляются новые лица и возникают новые жанры.

Рэп в СССР

«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп. 
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой.
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...» [2]

Если в США хип-хоп зарождался как субкультура «негритянского гетто» с агрессивным отношением к белому населению (как и во Франции), в России он сразу становится интернациональной культурой. О том, что русский рэп выражает протест против государства, а не расового расслоения общества, говорит рэпер Василий Вакуленко (Баста): «Мы не темнокожие люди, а белые, но у нас в стране отношение к людям как к черным, а все проблемы при этом — от существующего государственного строя » [3].

Как и русский рок, возникший в СССР примерно тремя десятилетиями ранее [4], русский рэп – это музыка протеста. Несмотря на то, что рок и рэп - противоборствующие субкультуры, они имеют не только одинаковые причины возникновения, но и схожие проблемы, например, подражательности (в рэпе она называется байт [5]). Как и русский рок, русский рэп начинался с подражания западным образцам. Как отмечает бывший участник группы Centr Вадим Мотылёв (Slim), «до нашей страны всё доходит через какое-то время — рэп просто дошел до нас и всё» [6].

Русский рэп зародился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек. В 1984 с выходом на видеокассетах фильмов «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2: Электрическое Бугало» в Россию проникает танцевальная культура хип-хопа, затем увлечение граффити, и, наконец, рэпом. Первый российский магнитоальбом «Рэп» был написан диджеем студенческих дискотек Александром Паком совместно с группой «Час пик» в 1984 году.

Рэп сегодня

В отличие от западного рэпа, множество направлений которого уже изучены и описаны [7], русский рэп с трудом поддается классификации (из-за стремительных темпов его развития в России в 2010-х годах). Тем не менее, направления, близкие западным, можно найти и у нас — андеграунд рэп, танцевальный рэп, комерческий рэп, клауд рэп и трилл рэп.

Все жанры русского рэпа можно условно подразделить на две большие группы – жанры «старой» и «новой» школ.

«Новая школа» — это понятие, перевернувшее представление многих о русском рэпе. К ней относятся практически все популярные в настоящий момент направления. В первую очередь «Новая школа» связана с большим прибавлением новичков в рэпе, пришедших на смену старому поколению. Если вы слышите качественные трэповые минуса, взрывной флоу при небольшой смысловой нагрузке, строчки о «траве», сексе, «бабках» и «шмоте», будьте уверены, что это «Новая школа».

Все более ранние направления в истории русского рэпа (андэграунд рэп, танцевальный рэп и коммерческий рэп) можно объединить под названием «Старая школа» [8].

Старая школа

Андеграунд Рэп

«Потом школа, вонючая форма, драки, клей,
Так я становился сильней» [9]

Что это: музыка подъездов, уличной романтики, нелегальных увлечений. У неподготовленного слушателя андеграунд рэп может вызвать отвращение.

Представители: Оу-74, Триагрутрика, ChemodanClan, Ак-47, Centr, Словецкий, 5Плюх и другие.

Самый известный трек: десять лет назад в любом дворе, учебном заведении типа ПТУ, на каждом телефоне можно было найти трэки «Моя игра» Басты и «Ice Baby» Гуфа, которые стали классикой русского рэпа. Можно сказать, что весь рэп вышел из андеграунда.

Исполнители «подпольного» рэпа не стремятся к раскрутке, их не интересует шоу-бизнес, они настроены против массового мнения. В андеграунд рэпе можно увидеть не только музыку заплеванных подъездов, но и своеобразную философию дворов, как, например, в песне ОУ74 «Играет против» («Улица — катализатор мысли, ты здесь — пленник на моменте, выясняется, что твой полёт — это падение»).

На сегодняшний день отношение к андеграунд рэпу изменилось: большинством людей он воспринимается с улыбкой. «Лирика улиц» осталась в прошлом и некоторые исполнители, называющие себя андеграунд рэперами, — Кровосток, Паша Техник, — делают свои продукты намеренно комичными (например, трэки Паши Техника «Нужен Xanax », «Не дури», «Бомжи в грязи» или треки Кровостока «Колхозники», «Биография», «Куртец»).

Танцевальный рэп

«Этот трек не для тверка.
Да и похрен! Дискотека!» [10]

Что это: массово популярные треки, часто звучащие в качестве фоновой музыки на вечеринках. Они легко воспринимаются и запоминаются, пишутся под «заедающий» в голове бит и не перегружены философским смыслом. В музыкальном сопровождении песен основу составляют ритм и басовые секции.

Представители: «Грибы», Пика»

Самый известный трек: «Между нами тает лед» группы «Грибы». Особую популярность приобрел благодаря клипу, где десяток человек в балаклавах, ритмично покачиваясь, едут в автобусе.

Коммерческий рэп(поп-рэп)

«Это понты. Это, это понты!
Не смотри где я! Лучше смотри где ты!» [11]

Что это: полная противоположность андеграунд рэпа. Говоря одним словом, коммерческий рэп - это шоу. Это весь тот рэп, который звучит на радио и телевидении, и его делают таким, каким его готово принимать общество. Общее мнение относительно этого направления выражает автор статьи интернет-портала «Floy» Леша Горбаш, исключая его представителей из числа рэп-музыкантов: «есть каста проверенных временем состоявшихся артистов, есть сложившаяся новая волна, и есть Тимати и Джиган, которых пусть и воспринимают под тегом “хип-хоп”, но к рэпу они отношение имеют только на бумаге » [12].

Представители: Ярчайший пример коммерческого рэпа - лейбл Тимура Ильдаровича Юнусова (Тимати) «Blackstar», в который входят: Тимати, Мот, L'One, MC Doni, dj Philchansky, dj Kan, Саша Чест, Скруджи, Kristina Si, Natan. Тимати считается одним из самых успешных рэперов России: миллионные просмотры в YouTube, толпы поклонников, огромные гонорары с концертов. Из трека в трек повторяются плоские темы, выпускаемые продукты рассчитаны на успех у массовой аудитории. Примечательно, что на протяжении более чем десяти лет своей творческой карьеры, музыкант даже не пытается измениться к лучшему.

Аудитория: люди, которые плохо разбираются в рэпе (и, возможно, небольшое количество знатоков-любителей).

Самый известный трек: хиты Тимати «Тантум верде Форте» (рекламный ролик), «Лада седан», «Где ты, где я» совместно с Егором Кридом.

«Новая школа»

Клауд Рэп, Трилл рэп

Что это: клауд рэп один из самых популярных на данный момент жанров рэпа в России. Он славится своей «облачной» атмосферой и подходит для отдыха (во многом благодаря расслабленному настроению и небыстрому темпу). Бит состоит, чаще всего, из вырезанного семпла, трэповой партии барабанов (отличающей его от других жанров хип-хопа) и 808 басом.

Трилл рэп часто путают с клаудом, однако, в отличие от последнего, трилл рэп очень мрачен. В России он встречается редко [13]. Отличается от клауда агрессивным звучанием и перегруженным 808ым басом. Этот жанр близок року (артисты часто используют скрим-вокал для большего эффекта).

Представители: клауд рэп: Mnogoznal, Boulevard depo, I61. Трилл рэп: дуэт Velial squad, Jeembo, KillahTveth. Самый яркий исполнитель клауд и трилл рэпа в России - Глеб Голубин (Pharaoh).

Самый известный трек: У многих людей никнейм Pharaoh ассоциируется с первым его «выстрелившим» клипом «BLACKSIEMENS»/«Скр, Скр, Скр.»), о котором сам исполнитель говорит: «Я бы ни разу не расстроился, если бы не было этого "Сименса" и шести миллионов просмотров на YouTube. Как правило, самые массовые треки — это самые дебильные. <…> Я недавно видел ролик, где ученики на уроке музыки пели этот трек под фортепиано. Тут ты, конечно, думаешь: "Что я создал?"» [14].

Самый известный трек трилл рэпа — «Фосфор»/«Phosphor» Фараона, в котором присутствуют элементы скрима.

Новые жанры рэпа

Что это: это музыка исполнителей, которых трудно классифицировать по категориям. Музыканты, работающие в новых жанрах, существенно расширили географию русского рэпа, невольно реализовав изначальную идею возникновения хип-хоп культуры как культуры национального меньшинства. Новый русский рэп делают люди из Казахстана (Скриптонит), Бурятии (Хаски), Украины (T-Fest), Белоруссии (Oxxxymiron).

Скриптонит

«Это моя вечеринка
Никого не волнует, что круглые сутки одна и та же пластинка» [15]

Адиль Жалелов - сам себе продюссер, битмейкер и исполнитель. Свои первые трэки, ставшие известными далеко за пределами Казахстана, он записал на небольшой домашней студии в родном городе Павлодаре. Дебютным стало видео на песню «VBVVVCTND», собравшее на YouTube полмиллиона просмотров за несколько дней, после чего Баста пригласил Адиля в Москву для сотрудничества в рамках лейбла Газгольдер.

Скриптонит - музыкант с собственным стилем. В его работах музыка не просто преобладает над текстом, но как бы «вбирает» в себя текст, он трактован сонорно, интересен самим своим звучанием, отчего вокальная партия у Скриптонита приобретает характерную невнятность, а тексты его песен неизменно включают монотонные повторы.

Хаски

«Закрой калитку, какаду
мой рэп - это молитва, только с бритвою во рту»
 [16]

Дмитрий Кузнецов – еще один русский рэпер с филологическим образованием [17] (закончил факультет журналистики в МГУ). Его первый дебютный альбом «Сбчь жзнь» записан в стенах общежития. Обращением к темам бедности, разврата, пьянства, жуткой жизни за пределами столичных городов Хаски очень похож на исполнителей андеграунд рэпа, однако он старается держаться в стороне от мейнстримовых направлений. Хаски – рэпер-одиночка, он не записал ни одного «дуэта» (в рэпе — feat.). Его образ — образ отшельника, с болью и отвращением наблюдающего за миром.

Хаски позиционирует себя самым честным рэпером («Останови вечеринку, я буду петь свою музыку, самую честную музыку, музыку сломанных глаз» [18]). Он — один из немногих современных артистов, кто не гонится за славой. Образ Хаски, переворачивающий привычные представления о рэп-исполнителе, при всей своей неординарности идеально выстроен по одному из старейших лекал русского искусства. Это образ юродивого, пророка, бессребреника, «проклятого поэта». Его тексты полны религиозных тем и символов. Не случайно в интернет-издании «Buro 24/7» его сравнивают с великим русским «поэтом деревни»: «Есенин и Хаски эксплуатируют образ рубахи-парня из провинции, разве что с поправкой на время — сегодня рубаху сменила олимпийка с тремя полосками»[19].

Самый известный трек: Хаски- «Пуля-дура», «Черным-черно». Скриптонит - «Притон», «Вечеринка».

Oxxxymiron

«Эмигрант, как эльфы Белерианда, с нетa в реал
Ты не ретро, как пин-ап, а плюсквамперфект, старина
Григорианский на стене календарь – не вариант
Времени мало, мой рэп – Грей Дориан, твой – мемориал» [20]

Мирон Федоров - русский рэп, грайм и самый яркий в России баттл-рэп исполнитель. Он создал необычный образ рэпера-эрудита и интеллектуала; его аудитория выходит далеко за рамки любителей рэпа и включает в себя выдающихся людей искусства. Вера Полозкова говорит, что «он настоящий русский поэт и масштаб его личности начисто сносит рамки гетто, в котором он произрос. <…> Это просто рефлексирующий, точный, невероятно одаренный технически, беспощадный к себе и лицемерным социальным конвенциям поэт — в том смысле, в каком поэтами являлись Высоцкий, Башлачев, Науменко и другие» [21]. Включение рэпера в ряды русских литературных гениев достигло апогея в ставшей мемом истории о том, как школьница вместо стихотворения Мандельштама прочитала куплет из трека Оксимирона «Переплетено».

Летом 2017 года образ рэпера обрел новую грань: этот Голиаф, несокрушимый в рэп-батлах, неожиданно оказался побежден Гнойным, он же Слава КПСС.

Цель участника рэп-баттла - показать превосходство над противником не только в технике читки речитатива, но путем его морального уничтожения (баттлу предшествует длительная подготовка, включающая не только сочинение стихов, но и изучение биографии соперника с выявлением всех «темных» пятен, вплоть до вымышленных).

Долгое время непобедимый Мирон был легендой Versus’a (среди его поверженных соперников — Дуня, Крип-а-Крип, Johnnyboy, ST, позже – Dizaster). Раунды Мирона можно сравнить с театральным представлением. Однако у этой медали есть и обратная сторона. В отличие от выступлений на баттлах, которые являются исключительно поэтическим соревнованием (сравнимым со схваткой борцов на ринге), треки рэпера должны вызывать и музыкальный интерес. Треки Оксимирона звучат сухо и однообразно: с музыкальной точки зрения они пресны, без изюминки в битах и с однообразным флоу. Их тексты написаны сложным языком, в каждом четверостишии скрыта метафора. Нередко для понимания текста треков Мирона необходимо обращаться к энциклопедии или пользоваться поисковиком. Это и стало Ахиллесовой пятой Оксимирона на баттле, в которую попал Слава КПСС: «Все ждали четыре года, он как мог нагнетал интригу. И все, что он смог записать, — это аудиокнигу».

Самый известный трек: «Город под подошвой», «Где нас нет»

Словарь

Антихайп — движение против всего популярного и модного в рэпе (см. хайп). Самые известные представители направления антихайпа — Замай, СД, Слава КПСС, Букер.

Байт — это полностью скопированный текст или же стиль.

Проблема плагиата в рэпе стоит остро, неслучайно в баттлах артисты постоянно уличают друг друга в воровстве. Однако, в отличие от академической и поп-музыки, в рэпе заимствования позволительны, если они ограничиваются инструментальным сопровождением, «минусом», о чем говорит русский рэпер Jah Khalib: «Это не считается воровством, это обычное семплирование. <…> Раньше у рэперов не было возможности снимать большие студии, у них были драм-машинки, они брали старые треки и нарезали, как хотели, из них что-то своё» [22]. Кроме того, у разных рэп-исполнителей может быть один и тот-же битмейкер, поэтому стили минусов часто бывают похожи.

Но в исполнении речитатива и, особенно, в припевах заимствования заметны. Одним из главных русских «воришек» является T-Fest, мелодии которого порой точно совпадают с западными оригиналами, написанными гораздо раньше. Так, например, две песни, которые T-Fest написал в январе 2017 года, «Одно я знал» и «Йоуйоу, нету» подозрительно напоминают песни Tory Lanez «I Told You/ Another One» (август 2016 года) и Meek Mill (Ft. YoGotti) «Knownobetter» (февраль 2014).

К сожалению, это не единичный случай воровства в русском рэпе. В России всегда была сильна тенденция подражания западному, поэтому примеров можно привести множество. Сравним, например, следующие песни: Яникс «Цепь» и Racks ft. Future «YC»; PHARAOH ft. White Punk&Noa «Unplugged (Interlude)» и Bones «Surrenderdorothy – whatcouldpossiblygowrong».

В настоящий момент в России есть рэпер, популярность которому принесли исключительно байты. Это Face, который заимствовал свой ставший знаменитым выкрик «Эщкере» у шестнадцатилетнего американского рэпера Lil Pump, так же, как и декларируемую в текстах песен любовь к бренду Gucci. В прославившей его песне «Я роняю запад» Face полностью копирует минус трека малоизвестного западного исполнителя LIL HADY «I FLEX LIKE».

Воровать в рэпе можно не только тексты и мелодии. Так, русский L'one постоянно использует популярное танцевальное движение дэб [23], вызывая досаду у других русских рэперов: «Я хотел придумать дэб, но это сделал Лёва» [24].

Проблема преемственности русского рэпа по отношению к западному – явление из разряда неизбежных (см.выше историю возникновения рэпа в СССР). Однако, современный русский рэп и стилистически, и концепционно существенно отличается от западного. Западный рэп является частью поп-культуры: рэперы – это артисты поп-сцены, зарабатывающие большие деньги в шоу-бизнесе. В русском рэпе непродажность – одна из основных ценностей, и исполнители укоряют друг друга в погоне за коммерческим успехом. Например, главное лицо антихайпа, рэпер Слава КПСС, позиционирующий себя борцом с хайпом («Да ты прав, дружок, против — хайпажор \ Ведь я пожираю тех, у кого он есть» [25]), входит в состав жюри конкурса на телеканале СТС, что совсем не похоже на борьбу с «навязчивой рекламой" [26].

Бит — любая музыка под которую читают рэп. Употребительные синонимы — «инструментал», «минус». В современном рэпе бит состоит из сэмпла, баса (часто можно встретить 808 бас), и партии ударных, в которой используются хай-хэт, а также снейр или клэп.

Битмейкер (от beat — ритм и maker — создатель) - тот, кто пишет бит.

Клэп – от английского «clap» - однократный звук, похожий на хлопок. Часто заменяют собой снейр в рэп битах.

Лейбл звукозаписи (англ. recordlabel) — бренд, занимающимися производящий и продвигающий аудио- и видеозаписи

Минус — то же самое, что и бит

Никнейм (ник; англ. «Nickname») — кличка, прозвище,

Рэп (от английского «rap» — стук, удар; «torap» также означает «говорить», «разговаривать») - это ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит; один из основных элементов культуры хип-хопа.

Снейр (snare) — малый барабан, звук чёткий и короткий.

Сэмпл – относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса.

Трэп — музыкальный жанр, соединяющий в себе хип-хоп и электронную музыку.

Флоу —техничность в речитативе; трэк, который «качает».

Хай-хэт (hi-hat) — тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке в большинстве стилей популярной музыки.

Примечания

1 Треки Oxxxymuron’a «Переплетено» и «Слово мэра» использовал Навальный в видео Фонда борьбы с коррупцией в 2015 году.

2 Текст песни «Рэп» группы «Час Пик», 1984.

3 Цит. по: Гусарова Ю. «Баста: хип-хоп заменил рок-н-ролл после того, как тот умер» // Сноб, 14.04.14. URL: https://snob.ru/selected/entry/74775

4 Русский рок зарождается в 1960х годах (это связано с проникновением в Советский Союз аудиозаписей западной группы «The Beatles»).

5 Здесь и далее курсивом выделены термины, объясняемые в словаре в конце статьи.

7 Cм. специальные сайты, посвященные рэп-музыке и хип-хоп культуре (например, http://www.jump-street.ru/style_hip_hop.html).

8 Это название соответствует также широко используемому в разных контекстах понятию «Oldschool».

9 Строчки из песни Кровостока «Биография»

10 Песня Пики «Патимейкер»

11 Тимати, «Это понты»

13 Есть еще один жанр, который, как и клауд и трилл рэп, вышел из трэпа, фонк. Эстетика у фонка общая с трилл рэпом, но в текстах и звучании трилл рэпа акцентируется агрессия, а в фонке — страх. Звук в инструментальных партиях делается умышленно низкого кассетного качества для более мрачного, нагнетающего эффекта. Характерен рычащий 808ой бас. В России фонк-исполнителей нет.

15 Скриптонит, «Вечеринка»

16 Хаски, «Пуля-дура»

17 Как и Оксимирон (Оксфорд, факультет английского языка и литературы, специализация - Средневековье) и Фараон (факультет журналистики МГУ)

18 Хаски, «Ай»

19 Филип Буячи «Почему рэпер Хаски – это новый Есенин» // Büro 24/7 , 12.04.2017. URL: https://www.buro247.ru/culture/music/12-apr-2017-husky-and-esenin.html

20 Oxxxymiron, «Пролив Дрейка»

22 Интервью Дмитрию Дудю. https://www.youtube.com/watch?v=SewplVuiQ58

23 Дэб — танцевальное движение, в котором танцор одновременно роняет голову во время поднятия руки по локоть в жесте, который похож на «жест чихания»

24 Строчка из песни Pharaoh x AcidDropKing "Я Проблема".

25 Строчки из Батла Rickey F vs. Соня Мармеладова (Слава КПCС) https://www.gl5.ru/v/versus/VersusBPM_Rickey_F_vs_Sonya_Marmeladova.html

26 От англ. «Hype» - навязчивая реклама, «шумиха», ажиотаж