История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Вокальное творчество Грига

Уже в юные годы проявилась редкая одаренность Грига в области вокальной лирики. Песня и романс наряду с фортепианной музыкой становятся основными жанрами его творчества.

Григ любил поэзию, понимал природу стиха, обладал способностью глубоко проникать в мысль поэта. В любимых стихах он находил отзвуки своих дум, впечатлений, переживаний; отсюда – известная автобиографичность многих его романсов. И почти всегда его вокальные сочинения окрашены лирическим настроением.

Григ создавал романсы и песни на протяжении всей творческой жизни: первый цикл романсов появился в год окончания консерватории, последний – незадолго до смерти. Всего у него 150 песен и романсов, в том числе несколько вокальных циклов (в частности, «По скалам и фьордам», «Норвегия» на слова Паульсена, «Девушка с гор» на слова Гарборга). Остальные романсы также нередко выходили отдельными тетрадями, посвященными творчеству какого-то одного поэта – Андерсену, Бьёрнсону, Ибсену, Паульсену, Винье.

В песенном творчестве Грига представлены разные традиции камерно-вокального жанра. С одной стороны, у него много песен, основанных на широкой мелодии, обобщенно передающей главное настроение поэтического текста (без детализации отдельных нюансов) – традиция, идущая от Шуберта и Брамса. С другой стороны, немало у Грига и романсов, развивающих шумановскую традицию передачи богатых психологических оттенков текста через выразительную музыкальную декламацию («Лебедь»).

Богатое содержание григовской вокальной музыки объединяется темой Родины, которая раскрывается с разных сторон:

  • как патриотическая тема любви к Отчизне, преданности ей;
  • как тема родной природы («Избушка», «В лесу» на слова Андерсена, «С добрым утром» на слова Бьёрнсона);
  • и через образ матери, близкий образу родины «»Старая мать», «Горе матери»).

С этой же темой связаны многочисленные «норвежские песни» (например, колыбельные). Среди лучших песен, связанных с темой Норвегии, – романс «К Родине» на слова Паульсена.

Есть у Грига и романсы, выражающие субъективные чувства, а также романсы лирико-философского содержания.

Основу большинства григовских вокальных сочинений составляет скандинавская поэзия. Лишь самые первые песни, в основном развивающие линию шумановской лирики, написаны на слова немецких поэтов (Гейне, Шамиссо).

Глубоко родственной творческой натуре Грига была поэзия Г.Х. Андерсена, на стихи которого он создал 15 произведений. Большинство из них относится к раннему, копенгагенскому периоду (первая половина 1860-х годов). Это было счастливое время в жизни композитора, время его любви к певице Нине Хагеруп (впоследствии жена Грига и первая замечательная исполнительница его вокальных сочинений). В стихах Андерсена он нашел поэтические образы, созвучные собственным чувствам. Это счастье первой любви, открывающее человеку красоту окружающего мира.

Два самых известных андерсеновских романса Грига – «Люблю тебя» и «Сердце поэта», оба из цикла «Мелодии сердца».

«Люблю тебя» – песня-признание. В ее музыке чувствуется огромный душевный подъем, упоение страстью. Восторженный порыв достигает кульминации в восходящих секвенциях «Люблю тебя». Порывистая мелодия неуклонно стремится ввысь. Широта песенного дыхания сочетается в ней с декламационной выразительностью. В гармонической сфере господствует неустойчивость (множество хроматизмов, неаккордовых звуков, отклонений, неразрешающихся диссонансов, многотерцовых созвучий. Среди них – типичный для Грига II7г на доминанте).

Родственна по настроению песня «Сердце поэта». Сердце поэта ассоциируется в нем с бурной морской стихией, и арпеджированные волны фортепианного аккомпанемента в непрерывно пульсирующем ритме 16-х создают ощущение морского прибоя. Устремленность мелодии подчеркивается восходящим движением с энергичными размашистыми скачками. Очень выразительна гармония с большими септаккордами в диатонической секвенции, с долго выдерживаемой гармонией D9 S. Форма куплетная, которая почти безраздельно господствует во всех григовских песнях (за редким исключением).

Тема любви в андерсеновских песнях Грига неразрывно связана с темой природы. «Избушка» – привлекательна своим чисто народным складом. Терцовое строение мелодии и триольно-пунктирная ритмика аккомпанемента указывает на прямое родство с норвежским фольклором.

Ряд замечательных песен о северной природе и людях севера было создано Григом на стихи Б. Бьёрнсона («За добрый совет», «Первая встреча», «»С добрым утром», «Принцесса»). Обращение к творчеству этого крупнейшего норвежского поэта (после возвращения в Христианию) заметно отразилось на музыкальном языке григовских песен. Песни на слова Бьёрнсона подлинно норвежские по своему складу. Они отмечены характерной остротой ритмики, терпкостью ладо-гармонического колорита. Радостные, бодрые, они словно переносят слущателя в Норвегию.

Среди лучших григовских песен, созданных на слова Бьёрнсона – цикл «Рыбачка». Это был первый вокальный цикл в творчестве Грига, объединенный не только стихами одного поэта, но и одним литературным сюжетом (история талантливой девушки из народа).

«За добрый совет» – последняя песня этого цикла, энергичная, мужественная. Героиня идет навстречу новой жизни, порывая с домашним благополучием. В волевом характере музыки (быстрый темп, остро-пунктирная норвежская ритмика в размере 6/8, частные акценты, сильная звучность) ощутим героический пафос.

Вершиной «бьёрнсоновской» линии в творчестве Грига считается замечательная баллада «Принцесса». Как и в стихотворении Бьёрнсона, здесь господствует строгий стиль эпического повествования. Начальная диатоническая попевка ограничена узким диапазоном, строится на поступенных интонациях, но по мере развития она достигает большого драматизма.

Одна из вершин вокального творчества Грига – монолог «Лебедь», связанный с поэзией Г. Ибсена. Современные Григу композиторы редко обращались к творчеству этого крупнейшего норвежского драматурга. Причина тому – сугубо интеллектуальный, философский склад, сложная символика. Григ был первым музыкантом, сумевшим найти точный музыкальный эквивалент ибсоновским стихам. Более того: психологическая поэзия Ибсена натолкнула Грига на поиски созвучных ей средств выразительности. Результатом этих поисков стал новый для композитора тип романса-монолога: афористически краткого, с развитыми приемами вокальной декламации. «Лебедь» – яркий пример такого монолога.

Лебедь – символический образ поэта. Мелодика романса декламационного склада, с характерными романтическими мотивами зова («лебединый клич», повторяемый в фортепианном аккомпанементе). Основная тема вырастает из плавного опевания терции на фоне плагального оборота Т – S7 (лейтгармония сочинения). Ее внешнее спокойствие таит внутренний драматизм, который ощущается в нисходящем хроматическом движении фортепианной партии, в неустойчивости альтерированных аккордов, не получающих разрешения.

В целом песни Грига на слова Ибсена окрашены чувством скорби, часто связаны с темой трагического одиночества. Лишь две песни выделяются светлым тоном – «Водяная лилия» и «Птичье пение».

Продолжением ибсеновским песен можно считать песни на слова крестьянского поэта Винье. Их объединяет близость основного настроение (скорбь) и декламационная природа. Поэзия Винье, писавшего свои стихи на народном норвежском наречии, привлекла композитора суровым пафосом, звучной фольклорной речью, лаконичной емкостью выражения.