История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Фортепианный концерт Грига

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Стало своего рода традицией сравнивать этот концерт с концертом Шумана, тоже в a-moll. Действительно, произведение Грига продолжает тип лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана. Однако если стиль Шумана отличается, прежде всего, глубоким психологизмом, то у Грига полнее выражено народно-жанровое начало. Музыка его концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

  • I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);
  • II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает прекрасный мир северной природы (Des-dur);
  • III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).

 Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff , охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII – V. Таким образом, национальная самобытность музыки заявляет о себе буквально с первых звуков сочинения. Отмеченный мотив в дальнейшем встретится и в других темах концерта, играя в нем определенную объединяющую роль.

Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll– C-dur). Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью. Он основан на восходящей секвенции. Экспрессия восходящих тритоновых ходов усилена острой гармонией вводного септаккорда (в противовес тонально-гармонической устойчивости первого элемента).

В связующей партии возникает новый контрастный образ в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Второй раздел связующей партии (с обозначения a tempo) представляет собой предыкт к побочной теме: на доминантовом басу звучит мелодичная тема, основанная на опевании S-ты (в результате образуется типичная для Грига бифункциональная гармоническая вертикаль).

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) запевают виолончели, а потом подхватывает солист. В его возвышенном монологе лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (используются красочные гармонические сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится все более восторженной и страстной.

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента главной партии.

Краткая разработка почти целиком строится на развитии главной темы, оба элемента которой получают новое освещение. Особенно сильно меняется I элемент, в нем неожиданно обнаруживается элегическое начало (он звучит в прозрачном и нежном тембре флейт, затем у валторн на фоне арпеджированных пассажей солиста). II-й элемент, напротив, становится более мужественным. Его развитие приводит к энергичным пассажам вступления, подготавливающим репризу. Три волны разработки охватывают тональности e-moll, f-moll, fis-moll.

Изменения в репризе незначительны (более динамично, тонально неустойчиво проводится заключительная тема). Эмоциональным центром всей первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гамнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, с эпическим размахом (торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной).

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие те настроения и образы, которые были впервые представлены в побочной партии I части. Это картина норвежской природы. Adagio написано в динамичной трехчастной форме. Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Несмотря на трехдольность, чувствуется ритм шествия. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

В основе второго раздела – пасторальные наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.

Реприза динамизирована: основная тема Adagio в совместном звучании оркестра и солиста на ff приобретает характер гимна.

В финале концерта господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – главная тема рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз. Она определяет эмоциональную атмосферу экспозиции и репризы.

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur. Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития всего сочинения.