История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Фортепианная миниатюра в творчестве Грига

«Миниатюризм» Грига – одно из коренных свойств его стиля, возникших отнюдь не вследствие ограниченности мышления или отсутствия дара развития. Влечение к малой форме было присуще композитору прежде всего как лирику, стремившемуся не столько к драматическому развитию данной темы, сюжета, сколько к сосредоточенному высказыванию мысли и чувства. Эту способность сжатого, точного выражения мысли Григ воспитывал в себе с юных лет. Но особенно полно проявилась она в поздний период его творчества, целиком посвященный созданию романсов и небольших фортепианных пьес.

Фортепианная миниатюра – один из любимейших жанров Грига, где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи» композитора, которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана, «Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы.

С точки зрения содержания григовские миниатюры можно условно разделить на 2 группы: в первой – более субъективные настроения, нередко связанные с личными переживаниями композитора; пьесы второй группы – это зарисовки сцен народного быта, музыкальные пейзажи.

Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»).

Цикл «Лирические пьесы»

Над «Лирическими пьесами» Григ работал почти всю свою жизнь: первая тетрадь была издана в 1867 году, последняя – в 1901. Своеобразным дополнением к «Лирическим пьесам» стал последний григовский цикл «Настроения», продолжающий ту же тематику. Круг образов и тем цикла очень широк:

  • тема Родины – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине»;
  • тема природы – «Ручеек», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;
  • образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;
  • образы народного быта – «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Трольхаугене»;
  • пьесы лирического содержания.

«Лирические пьесы» отличаются большим жанровым разнообразием: здесь встречаются элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, менуэт («Менуэт бабушки») и баллада, ариетта и марш. Особенно часто обращается Григ к национальным норвежским жанрам – спрингдансам, халлингам, гангарам.

Формы «Лирических пьес» чаще всего основаны на принципе контрастной трехчастности (встречаются и З-5ти частные, сложные трехчастные). Широко используется вариационное развитие.

Каждая из десяти «Лирических тетрадей» представляет собой самостоятельный сборник пьес – своеобразный «альбом зарисовок», не связанный общим замыслом. Лишь в редких случаях отдельные тетради приближаются к «программной сюите», объединенной одной темой – таковы 3-я тетрадь (ее лирико-пейзажные пьесы связаны темой родной природы) и 5-я тетрадь («норвежская сюита», посвященная образам Родины).

В 3-ю тетрадь (ор.43), которую можно было бы назвать «весенней сюитой», вошли 6 пьес: «Бабочка», «Странник», «На Родине», «Птичка», «Эрос», «Весной». Они объединяются не только тематически, но и тональным колоритом – преобладают светлые диезные тональности (A dur, Fis dur).

В 5-й тетради (ор.54) различные грани григовской музыки – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – подчиняются образу Норвегии. Пьесы расположены по принципу контраста. Пасторальная картинка («Мальчик-пастух») сменяется бодрым норвежским маршем («Гангар»); сказочный мир троллей («Шествие гномов») – поэтическим «Ноктюрном»; фантастическое «Скерцо» – радостным перезвоном колоколов в финальной пьесе («Колокольный звон»). Объединяет всю тетрадь тональность C-dur.