История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Соната №21 – «Аврора» (C-dur)

С этой сонатой связана еще одна линия бетховенского творчества – лирико-пасторальная. От более ранних сонат, обращенных к теме природы (например, от безоблачной 15-ой) «Аврора» отличается монументальным размахом и пафосом действенности, пришедшими на смену созерцательности. Ее содержание никак не исчерпывается образами пробуждающейся природы, с которыми связано название сонаты («Аврора» – утренняя заря). Произведение воплотило идею радости, могучего подъема активных сил, слияния с жизнью природы. Как и в VI-й симфонии, природа является символом естественности, вольной жизни, духовного обновления.

Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой». Действительно, в ней нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов. Музыка излучает свет, радость, энергию, она полна влюбленности в жизнь.

Пожалуй, самое примечательное свойство «Авроры» – огромная роль в ней народного начала. Оно выступает здесь гораздо ярче, чем в других сонатах, видимо потому, что для Бетховена близость к природе подразумевает контакт с народом. Многие темы 21-й сонаты отмечены близостью к фольклору (побочная тема I части, оба эпизода финального рондо). Более того: Бетховен, так редко цитировавший народно-песенный материал, кладет в основу финала подлинную нижнерейнскую мелодию. Да и само обращение к рондо, т. е. форме народного происхождения, связанной с народными хороводами, весьма характерно.

Оригинально решена в «Авроре» проблема цикла: вместо первоначально задуманной развернутой медленной части Бетховен ввел в сонату краткую интродукцию. Она связала 1ч. с финалом, контрастно оттенив их праздничный блеск. В логике образного развития можно усмотреть поэтич. «сюжет»: на смену оживленному шумному дню (1 часть) приходит тихая ночь (интродукция), которая, в свою очередь, сменяется нарождающейся зарей нового утра.

1 часть, Allegro con brio (C-dur)

Звучание главной темы сонатного Allegro I части подобно разноликим голосам самой жизни. Настойчивая аккордовая репетиция в низком регистре, в которую вплетаются краткие гаммообразные мотивы с форшлагами – гениальная фактурная находка Бетховена. В сочетании с небывалой интенсивностью тонального развития (целая «радуга» красок, удивительно свежих, неожиданных, благодаря терцовым и большесекундовым сдвигам - напр. С - G   В - F), «разгорающимися» crescendo это дает ощущение неоглядного пространства, приволья.

В п. п. на смену токкатности является песенность, близкая народной музыке. Замедляется движение, дыхание становится более глубоким, спокойным. Фактура приобретает черты торжеств.хорала. В целом, побочная воспринимается как обобщенный образ радости, светлой гармонии, упоения жизнью.

Тональность побочной - Е - dur ( в Rp - А - dur). С С - dur'oм  гл. партии они находятся в красочном терцовом соотношении (что будет типично для романтиков).

Интересная особенность сон. формы 1 части - двойное экспонирование тем: и гл. и п. п. излагаются по 2 раза, во втором проведении фактурно варьируются. Это сближает сонату с жанром концерта, напоминая сопоставление «оркестр - солист».

Разработка развивает мотивы гл. темы и триольную фигурацию из побочной. Сохраняется динамичный напор и энергия, но муз. краски становятся более темными (в основном, за счет частых отклонений в минорные тональности). Большая кода еще раз проводит обе темы, причем гл. с элементами мотивного развития.

2 часть, Adagio molto (F-dur)

Атмосфера интродукции ( Molto adagio) - это покой, мечтательная задумчивость, созерцание. Речитативные интонации, приглушенная звучность,   красочная   альтерационная   гармония, сопоставления далеких  тональностей (в качестве главной - F - dur) создают волшебный ночной пейзаж, словно освещенный таинственным мерцающим светом. Музыка льется очень свободно, производя впечатление импровизационности, вместе с тем оформляется в четкую репризную 3-х частность: 9т. - 7т. - 13т. Средний раздел отмечен появлением более широкой, певучей мелодии в виолончельном регистре.

3 часть, Alegretto moderato (C-dur)

Музыка финала ( как и 1 часть С - dur ) окрашена в ясные, жизнерадостные тона и сочетает поэтич. пасторальность с могучим напором жизненной энергии. Это самое грандиозное их всех 5 - ти частных рондо, пронизанное «сквозным» развитием от нежного образа утренней зари, пробуждающейся и расцветающей природы (1-ое проведение рефрена) к картине буйного народного веселья и восторженного ликования в коде.

Простенький народный танец, положенный в основу рефрена, превратился у Бетховена в тему удивительной красоты: она появляется на рр в высоком регистре на мягком фигурационном фоне сопровождения, с трелями. Ее ясная диатоника расцвечивается контрастами одноименных ладов ( С - с ). Тема рефрена чередуется с двумя минорными эпизодами рондо (один в параллельном, другой в одноимен. миноре). Оба имеют характер элергичного народного танца, контрастируя основной теме низким регистром и мощным f. Очень большая связующая часть от 2го эпизода к 3 проведению рефрена говорит о симфонизации формы рондо. По масштабу и характеру развития она соизмерима с сонатной разработкой (развивает интонации рефрена).

Огромная кода (Prestissimo), включающая элементы концертных каденций, поднимает развитие на новую, высшую степень, раскрывая идею слияния человека с природой. Тема рефрена превращается в коде в стремит. народный танец.