Жорж Бизе
Имя гениально одаренного французского композитора второй половины XIX века Жоржа Бизе (1838-1875) прославило его последнее сочинение – опера «Кармен». Бизе умер спустя 3 месяца после ее провальной премьеры, не дожив до 37 лет и так и не узнав, что он создал один из самых любимых шедевров мирового оперного репертуара.
Почти вся жизнь Бизе прошла в Париже. Вундеркинд, выросший в музыкальной семье, он уже в 10-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями в консерватории были лучшие французские музыканты и педагоги: А. Мармонтель (фортепиано), П. Циммерман и Ш. Гуно (теоретические предметы), Ф. Галеви (композиция) [1]. По-видимому, именно в общении с Фроманталем Галеви и Шарлем Гуно [2], известными мастерами французской оперы, возник стойкий интерес Бизе к музыкальному театру. В дальнейшем в первую очередь с театром будут связаны его главные творческие достижения. Сам он говорил по этому поводу: «...Мне нужен театр: без него я ничто».
Индивидуальность творческого почерка Бизе ярко проявилась уже в сочинениях, написанных в консерваторские годы (1848-1857). Среди них – юношеская симфония С-dur, созданная всего за 17 дней, оперетта «Доктор Миракль», отмеченная первой премией конкурса на лучшую оперетту [3]. Бизе неоднократно премировали и на других консерваторских конкурсах. Самая престижная из них, Большая Римская [4] (по окончании консерватории), дала ему возможность провести три года в Италии, в Риме. В Италии были созданы комическая опера «Дон Прокопио», сюжетно перекликающаяся с «Севильским цирюльником» Россини, и симфоническая ода с хорами «Васко да Гама».
Жорж Бизе рано обратил на себя внимание как яркий пианист-виртуоз. Сам Лист был поражен той легкостью, с которой он играл с листа незнакомую музыку, в том числе сложнейшие партитуры. Тем не менее, Бизе отказался от артистической карьеры, чтобы целиком посвятить себя композиторскому творчеству. Однако на этом пути его ожидали трудности и разочарования. В условиях Второй империи (1852-70) музыкальная жизнь Франции переживала кризис. Париж наводнила легкая, развлекательная музыка, в оперном же театре господствовали пышные спектакли в духе Дж. Мейербера.
Хроническое безденежье заставляло композитора заниматься неблагодарной, рутинной работой, чтобы содержать семью. Он корректировал и делал переложения чужих оперных партитур, писал вставные номера и развлекательную музыку, давал частные уроки, нередко работая по 16 часов в сутки. В одном из писем он признается: «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги – к черту!».
В таких тяжелых условиях были созданы новые произведения Бизе: оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица» (по одноимённому роману В. Скотта), «Джамиле» (на сюжет поэмы А. Мюссе), симфония «Рим», фортепианные пьесы (среди них «Детские игры» для фортепиано в 4 руки [5], «Хроматические концертные вариации»), песни.
Одно из лучших сочинений Жоржа Бизе – музыка к драме А. Доде «Арлезианка», сюжетные положения которой имеют много общего с «Кармен». В обоих случаях разыгрывается драма любви и ревности с трагической развязкой.
Сын фермера Фредери страстно влюблен в девушку из Арля – красавицу Арлезианку. Молодые люди обручены, но их свадьба невозможна: родственники юноши уверены, что она изменяет ему. Фредери уговаривают жениться на другой девушке, которая давно его любит. Фредери соглашается, но в день свадьбы кончает самоубийством, выбросившись из окна.
Постановка пьесы Доде (1872) была неудачной, и композитор составил из лучших музыкальных номеров оркестровую сюиту. Сюда вошли Прелюдия, Менуэт, Adagietto и Перезвон. Вторая сюита, уже после смерти Бизе, была составлена его другом, Э. Гиро. В ней тоже четыре номера: Пастораль, Интермеццо, Менуэт (заимствован из оперы Бизе «Пертская красавица») и Фарандолла. Обе оркестровые сюиты прочно утвердились на концертной эстраде.
Воссоздавая национальный колорит, наряду с несколькими подлинными народными мелодиями Прованса («Марш трех королей» и «Танец резвых лошадей» в Фарандоле), Бизе использовал характерные ритмы и интонации провансальского фольклора. Кроме того, он включил в партитуру инструменты, близкие по тембру южнофранцузским народным инструментам [6].
Основными чертами стиля Бизе являются истинно французское изящество, яркий мелодический дар, свежесть ладогармонических средств, мастерство оркестрового письма.
[1] Позднее он совершенствовался в игре на органе у С. Франка.
[2] С Гуно Бизе связали теплые дружеские отношения. Брат Галевии Леон и его племянник Людовик стали его либреттистами.
[3] Конкурс был проведен по инициативе Ж. Оффенбаха.
[4] за кантату «Кловис и Клотильда»
[5] некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту».
[6] Например, флейта piccolo напоминает звучание провансальской флейты «галубе».