История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Жанр струнного квартета в творчестве Бетховена

Подобно фортепианной сонате, струнный квартет сопутствовал Бетховену в течение всей творческой деятельности. В этой сфере, которая все более притягивала к себе композитора, с особой силой проявились и его способность к философскому осмыслению жизни, и склонность к композиционно-техническим новациям. С самого начала он воспринимал квартет как жанр, предрасполагающий и обязывающий к эксперименту, и, говоря словами Р. Роллана, «знал, что квартет – дело серьезное».

Первое обращение Бетховена к квартетной музыке относится к раннему венскому периоду: эскизы шести квартетов op.18 датированы 1798 годом. Последний квартет op.135 появился в 1826 году. Разделенные бόльшими промежутками времени, чем со­наты и симфонии, квартеты особенно ярко отразили поворотные этапы в эволюции бетховенского стиля.

В квартетах op.18 (закончены в 1800 году) налицо те или иные элементы музыкальной традиции. Осваивая новый жанр, композитор проявлял известную осторожность, довольствуясь пока рамками прежних обра­зов и форм. Тем не менее, недооценивать их не стоит, музыка этих сочинений содержит немало индивидуальных, бетховенских черт. Уже в финале первого квартета (Фа мажор) разработка столь велика и интенсивна, что не уступает иной симфонии. Особенно выделяется в этом сочинении ре минорное Adagio affettuoso второй части, отразившее впечатления от шекспировской сцены в склепе из «Ромео и Джульетты».

Характерной деталью цикла второго квартета (Соль мажор) является отсутствие галантного менуэта; вместо него появляется энергичное скерцо. Последний, шестой квартет этого опуса (Си-бемоль мажор) отмечен особой полнозвуч­ностью, блеском, чертами виртуозно-концертного стиля. Задорному финалу Бетховен предпослал сумрачное вступление, придав ему форму самостоятельной пьесы с названием «Меланхолия».

В целом, в первой серии бетховенских квартетов господствует бодрая жизнерадостность, энергия, веселье и юмор, светлая лирика, мажорные тональности. Особняком стоит Четвертый квартет, написанный в суровом до миноре и получивший название «Патетический». Его финал завершается в До мажоре, тем самым намечая тональную направленность более поздних циклов, в том числе 5-й симфонии (от «мрака к свету»). Медленная часть в 4-м квартете отсутствует.

Если op. 18 был создан на пороге возникновения бетховенской симфонии, то три квартета op. 59 – в пору ее расцвета (1806). Два квартетных цикла разделяет шесть лет, в течение которых композитор сформировался как симфонист. Закономерно, что новые квартеты, продемонстрировавшие огромный шаг вперед по сравнению с более ранними, сконцентрировали важнейшие особенности бетховенского стиля центрального периода. Посвященные А.К. Разумовскому, они получили название «Русских».

Отдельно, не в «серии», появились квартет op.74 (№ 10, 1809) и квартет op. 95 (№ 11, 1810). Они контра­стны во всем. Десятый квартет (Ми-бемоль мажор) носит лирически-камерный характер. Его музыка пронизана звучностями pizzicato и терцовыми ходами, в связи с чем возникло название «арфовый». Одиннадцатый квартет (фа минор), известный как «серьезный» (Quartetto serioso), стал аналогом «Аппассионаты» в квартетном жанре. Совпадает не только тональность, довольно редкая для квартета, но и гармония начальных тем обоих произведений (с яркой последовательностью тоники и второй низкой ступени). Однако психологизм этого сочинения немыслим вне звучания струнных инструментов.

Поздние квартеты Бетховена

По­сле квартета № 11 в работе над этим жанром наступает 12-летний перерыв. Уже после написания поздних фортепианных сонат, Девятой симфонии и «Торжественной мессы» Бетховен создает свои поздние квартеты (ор. 127, 130, 131, 132 и 135, 1822-1826 годы). Интерес к квартетному жанру возрождается в связи с характерными тенденциями позднего бетховенского стиля: это стремление к полифоническому письму, философскому содержанию, психологизации образов. Более чем какой-либо другой жанр, квартет демонстрирует изменения, происшедшие в художественном мышлении композитора. Идея борьбы переведена в плоскость нравственно-духовную – она выступает как торжество сильного человеческого духа над страданием. Страстная действенность образов уступает место внутренней сосредоточенности, самоуглубленности. В этих протяженных «монологах» думы Бет­ховена сосредоточены на объективной проблеме: человек и окружающий его мир, взятый в планетарном масштабе (в этом общность с Девятой симфонией).

Каждый из поздних квартетов уникален и по общему замыслу, и по приемам раз­вития, и даже по такому устойчивому признаку, как структура. Никаких типовых решений здесь нет.

Только в Двенадцатом (ор.127, Ми-бемоль мажор) и Шестнадцатом (ор.135, Фа мажор) квартетах цикл внешне обычный – 4 части. В других случаях циклы не нормативны. Есть квартеты из пяти частей (№ 15, op.132), из шести (№ 13, op.130), и даже из семи (№ 14, op.131), однако эта многочастность крайне далека от дивертисментности XVIII столетия. Скорее, она рождена исповедальной импровизационностью музыки, с которой Бетховен обращается то ли сам к себе, то ли к Богу, то ли к очень узкому кругу понимающих душ.

Поздние квартеты опять-таки были связаны с Россией. В 1822 году, когда лейпцигский издатель К. Ф. Петерс уклонился от заказа на струнный квартет, который Бетховен мечтал написать, пришло письмо из Петербурга от князя Н.Б. Голицына, виолончелиста-любителя, с предложением написать несколько квартетов. Пик работы пришелся на 1825-26 годы. Квартеты создавались с огромным вдохновением, один за другим, иногда в процессе создания переплетаясь друг с другом (некоторые темы и даже части перемещались из одного произведения в другое).

Собственно «голицынских» квартета три: № 12, № 13 № 15. Другие два – № 14 и № 16 – Бетховен написал по собственному почину. Нумерация и опусные номера квартетов не соответствуют порядку их сочинения, поскольку присваивались в ходе публикации.

Приметны вокальные жанры, вообще вокальность, входящая в мир инструментальной музыки. Пятую часть Тринадцатого квартета (Си-бемоль мажор) композитор назвал каватиной. Ее прекрасная музыка представляет слушателю романтического Бетховена.

Сонатный финал последнего, Шестнадцатого квартета предваряется эпиграфом с подписанными под нотами словами: «Muss es sein? – Es muss sein!» («Должно ли это быть? – Это должно быть!»).