История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Джордж Гершвин

Джордж Гершвин (1898-1937) – американский композитор и пианист-импровизатор, виднейший представитель симфоджаза[1]. Он внес огромный вклад в становление музыкальной культуры США, будучи автором первой национальной американской оперы.

Начало его творческой деятельности совпало с порой расцвета раннего джаза, представленного блюзом, фортепианным регтаймом[2], диксилендом. Гершвин не был классическим джазовым композитором (в отличие, например, от своего ровесника Дюка Эллингтона). Он использовал отдельные элементы джаза в музыкальных жанрах и формах европейской традиции. Более того, он считал, что произведение, написанное всецело в джазовом стиле, не может претендовать на непреходящее значение. Тем не менее, его путь к серьезному «большому» искусству лежал именно через ранний джаз и эстрадные жанры. Родившись в Бруклине (районе Нью-Йорка) в семье еврейских эмигрантов из России, Гершвин был, в основном, самоучкой, поскольку систематического образования не получил (ни музыкального, ни общего). Это тяготило его всю жизнь. Даже став знаменитостью, он не стеснялся брать уроки у известных музыкантов своего времени – Рубина Голдмарка (ученик Дворжака), Иосифа Шиллингера, Генри Коуэлла, Э. Хатчесона и других. Консерваторскую школу Гершвину заменила демократическая среда Нью-Йорка: самобытные народные напевы и инструментальные импровизации негритянских кварталов Гарлема, музыка танцевальных клубов и комедийных театров Бродвея[3]. Рекламируя (в качестве пианиста) эстрадные новинки в крупной музыкально-издательской фирме, он до тонкостей постигает особенности различных жанров американской театральной музыки – ревю, мюзиклов. На его замечательный талант импровизатора и мелодиста быстро обратили внимание представители американского шоу-бизнеса. С их «подачи» 18-летний музыкант начинает писать для Бродвея и через несколько лет, к своим 25 годам, приобретает известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт и мюзиклов. Автором слов почти всех этих сочинений был его старший брат Айра[4]. Их первым бродвейским хитом стал мюзикл «Детка, будь умницей» («Lady, Be Good!»). Для этого шоу Гершвин написал одну из лучших своих песен – «Любимый мой» («The Man I love»), которую можно назвать маленькой лирической поэмой. Уже в ранних песнях Гершвина часто обнаруживается несомнен­ная гармоническая изобретательность, ритмическая гибкость и «драйв», свидетельствующие о свободном владении характерной аф­роамериканской манерой синкопировать. Столь же лег­ко молодой музыкант освоил и афроамериканский мелодический стиль с т. н. блюзовыми нотами.

И все же настоящая слава композитора была впереди. Он «проснулся знаменитым» после премьеры своей «Рапсодии в блюзовых тонах» («Rhapsody in Blue»)[5] – 12 февраля 1924 года.

«Рапсодия в блюзовых тонах»

Дата премьеры этого сочинения стала поворотной в творческой жизни Джорджа Гершвина: из автора популярных песен он превратился в симфониста общенационального уровня. На основе элементов джаза, блюза и американской развлекатель­ной музыки молодому композитору удалось создать виртуозный концерт­ный опус серьезного европейского жанра, по характеру фортепианного письма напоминающий Листа и Рахма­нинова.

История создания «Рапсодии в блюзовых тонах» связана с заказом одного из «королей джаза», дирижера Поля Уайтмена. Он предложил Гершвину написать для его оркестра сочинение, в котором тематизм джазового типа разрабатывается симфоническими средствами. Композитор увлекся этой задачей. Она отвечала его давнему стремлению испытать силы в классическом жанре фортепианного концерта. Рапсодия выявила яркость и оригинальность композиторского дарования Гершвина. В ее музыке воплотилась самобытная красота раннего джаза – его бьющая через край темпераментность, свободная импровизационность, тесная связь с афро-американским фольклором, синкопированные ритмы, необычное блюзовое интонирование.

По жанровым признакам Рапсодия приближается к фортепианному концерту. Ее композиционная структура, основанная на контрастном сопоставлении нескольких разделов, аналогична строению рапсодий Листа.

В «Рапсодии» 3 основные темы. Первые две близки блюзовым напевам, в третьей четко вырисовывается ритм регтайма.

Блюз (англ. Blues – меланхолия, грусть) – первоначально сольная лирическая песня американских негров с берегов Миссисипи. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Характерные особенности классического блюза: синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада, импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса).

Вся музыка «Рапсодии» Гершвина, с самых первых звуков, окрашена так называемым блюзовым ладом, типичным для негритянских народных напевов. Его отличают две особенности: 1) наличие нетемперированных блюзовых нот; 2) полиладовое расслоение музыкальной ткани, при котором звуки блюзового лада гармонизуются мажорными аккордами.

Блюзовые ноты, мастерски имитированные в «Рапсодии» Гершвина, представляют собой нефиксированное понижение III, V и VII ступеней мажорного лада. Нетрудно заметить, что они опираются на пентатонику, широко распространенную в африканской музыке:

Блюзовые ноты интонационно «плавают» между ступенями диатонического звукоряда (ни си, ни си-бемоль, а где-то между ними).

Именно «Блюзовой рапсодией» Гершвин вошел в историю музыки как талантливый представитель симфонического джаза. На ее премьере, где присутствовали прославленные музыканты (Рахманинов, Стравинский, Хейфец, Цимбалист, Стоковский), партию солирующего рояля исполнял сам автор. По словам Сергея Кусевицкого, «те, кто хоть раз слышал Гершвина в "Рапсодии в стиле блюз", тот никогда этого не забудет. Разлетавшийся по залу блеск, виртуозность и точность ритма в его игре были невероятны, уверенность и легкость – еще более невероятны… он "заводил" оркестр и публику, буквально "сдвигая их с места" и это просто наэлектризовывало воздух».

Расцвет творчества

Идея «симфонизации джаза» получила дальнейшее развитие в трехчастном Фортепианном концерте (Фа-мажор, 1925).

В 1928 году Гершвин гастролировал по Европе. Он общался со знаменитыми музыкантами[6], в частности, с Морисом Равелем, у которого мечтал брать уроки. Оценив оригинальный дар Гершвина, маэстро отклонил его просьбу следующим аргументом: «Зачем вам быть второсортным Равелем, если вы можете стать первосортным Гершвиным».

В поездке возник замысел нового оркестрового программного сочинения – «Американец в Париже».[7] В его сюжете есть черты автобиографичности: молодой американец приезжает в Париж и в прекрасное майское утро отправляется на прогулку по Елисейским полям. Его восхищают парижские улочки с их сутолокой, гудками таксомоторов, нарядной толпой. «Я хотел передать впечатление американского туриста в Париже – гуляющего по городу, слушающего уличные голоса и... погружающегося во французскую атмосферу», объяснял свой замысел Гершвин.

Премьера «Американца» состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йорке. В 1930-е годы композитор написал Вторую рапсодию для фортепиано с оркестром, «Кубинскую увертюру» (под впечатлением поездки на Кубу), свой лучший мюзикл «О тебе я пою», удостоенный Пулитцеровской премии.[8] Жанр мюзикла, название которого заимствовано из патриотического гимна «Америка» («Моя родина, страна свободы, о тебе я пою»), поднимается здесь до уровня политической сатиры. В сюжете высмеивается кампания президентских выборов в США. В музыке композитору удалось дать меткие характеристики персонажам, решенным в остроироничном плане. Эта работа предвосхитила главное творческое достижение Гершвина – «аме­риканскую народную оперу» «Порги и Бесс», рассказывающую о жизни обитателей нищего негритянского захолустья. Яркая новизна ее музыки, неподражаемый национальный колорит обусловлены широким использованием элементов афро-американского фольклора. Созданная за два года до смерти композитора, опера «Порги и Бесс» получила мировое признание.[9] В целом, творчество Джорджа Гершвина отличается жанровым разнообразием (опера, оркестровые произведения, около 300 эстрадных песен, музыка почти к полусотне театральных постановок[10], 4-х фильмов, фортепианные сочинения, в частности, 3 прелюдии и 18 транскрипций собственных песен). В лучших сочинениях композитора органично сочетаются элементы раннего импровизационного джаза и американской эстрадной музыки(эстрады Бродвея) с формами европейской музыкальной классики – оперной, симфонической концертной. При этом отчетливо слышны интонации афро-американского фольклора, столь распространенного в США. В 2007 году Библиотекой Конгресса была учреждена Гершвиновская премия, названная в честь братьев Гершвинов. Первыми удостоенными этой награды стали Пол Саймон, Стиви Уандер и Пол Маккартни.


[1] Симфоджаз (симфонический джаз) – стилевая разновидность развлекательной музыки; основан на включении джазовых элементов в аранжировки симфонизированного типа.

[2] Регтайм (буквально «рваное время») специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся в конце XIX века, один из важнейших предшественников джаза, в рамках которого сохранял самостоятельное значение вплоть до 20-х годов XX века.

Для исполнителей регтайма характерен особый фортепианный стиль, близкий народной манере игры на банджо. Специфическая музыкальная черта регтайма – совмещение регулярной ритмической пульсации, т.н. «бита» (от англ. beat - удар) в партии левой руки и «офф-бита» (от англ. off beat - вне удара) – свободно акцентированной синкопированной мелодии. Это явление характерно для афроамериканского фольклора.

[3] Бродвейский театр – одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка. На Бродвее, одной из самых старых и длинных улиц города, в так называемом Театральном квартале, находятся 39 больших театров. Поэтому название улицы стало синонимом американского театрального искусства.

Театры Бродвея ориентированы, в первую очередь, на коммерческую прибыль. Для каждой постановки арендуется помещение, набирается новая труппа, где обязательно участвуют актеры-«звезды». Постановки Бродвейских театров обычно дорогостоящи, так как требуют ярких декораций и костюмов.

[4] Их сотрудничество продолжалось до внезапной смерти Джорджа Гершвина в 1937 году. После смерти брата Айра практически ничего не писал в течение трёх лет.

[5] Встречающийся иногда перевод «Голубая рапсодия» не имеет смысла. Композитор долго не мог найти название для нового сочинения. Оно было предложено Айрой Гершвиным под впечатлением художественной выставки, где экспонировались этюды «в серых тонах», «в зеленых тонах» и т.д. Джорджу Гершвину понравилась игра слов: английское in blue , одновременно, и «в блюзовых тонах», и «в голубых тонах».

[6] Прокофьевым, Мийо, Пуленком.

[7] Его партитуру, как и Фортепианный концерт, Гершвин оркестровал сам (в «Рапсодии в блюзовых тонах» он воспользовался услугами штатного аранжировщика уайтменовского оркестра).

[8] Впервые эта награда, одна из наиболее престижных в США, была присуждена музыкальной постановке.

[9] В 1936 Гершвин пере­ехал в Голливуд, где успел подружиться с Шёнбергом, который высоко ценил его талант.

[10] среди них «Пусть гремит оркестр», «О кей!», «О тебе я пою».