История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Бах, «Хроматическая» фантазия и фуга

Это одно из самых смелых и новаторских произведений Баха. Созданное для усовершенствованного клавесина с двумя мануалами и педалью, оно наследует традиции органного искусства (монументальность, импровизационный размах), вбирает выразительные средства драматических декламаций духовных кантат, развивает отдельные приемы скрипичной музыки. В результате этого сложного стилевого синтеза рождается совершенно новый клавирный стиль, не имеющий аналогий в современной ему камерной музыке, и предвосхищающий выразительные возможности будущей фортепианной музыки Моцарта, Бетховена, и даже композиторов-романтиков.

Появление Хроматической фантазии и фуги относится ко времени пребывания Баха в Кетене (около 1720), а окончательная редакция – к 1730 году. Произведение писалось в хронологической близости к знаменитой органной фантазии и фуге g-moll. Название «Хроматическая» было дано современниками Баха, однако среди музыковедов нет единого мнения, какой именно эпизод произведения подсказал данное определение (это могла быть и кода фантазии, и тема фуги).

Фантазия до предела насыщена драматической патетикой, она отличается повышенной экспрессией. Ее композиция построена на сопоставлении двух контрастных, но в то же время крепко спаянных в едином порыве частей. Большая первая часть представляет собой мощный поток свободной импровизации, ошеломляющей своим размахом. Вторая часть – это философски-сосредоточенный речитатив, под внешней суровой сосредоточенностью которого «бушуют» огромные страсти.

Обе части связаны богатством фактуры, чрезвычайно изменчивым ритмом, меняющимся в каждом новом фрагменте, что усиливает впечатление живого, непосредственного высказывания.

Общая динамическая линия фантазии получает завершение в величавой коде трагедийного характера. Скорбные эмоции здесь утихают, осознаются как неизбежность.

Гармоническая основа фантазии сложна, особенно во второй части – речитативе. Тональное развитие охватывает не только более или менее близкие к основному d-moll тональности, но и очень далекие Des-dur, Ces-dur, fis-moll, cis-moll. При этом отдаленные тональности показаны не через тонику, а через свою доминанту (D ).