История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»

Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е – 70-е годы), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много, по нескольку раз переделывая отдельные пьесы.

История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д'Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий» – «Первый год. Швейцария» (окончательная редакция – 1855г.)

Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго («Второй год. Италия») – связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

«Третий год странствий» был написан позже двух первых, он отличается от них и по образам, и по средствам выражения – более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.

Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств, как внимательно относился к воплощению своих программных замыслов. Заглавный лист каждой пьесы, помимо поэтических эпиграфов, цитат, целых выдержек из литературных произведений [1], содержал рисунок, специально выполненный художником Кречмером.

Содержание I года (Швейцария):

1. Часовня Вильгельма Телля (в качестве эпиграфа – девиз швейцарских повстанцев в борьбе за национальное освобождение: «Один за всех, все за одного»)

2. На Валленштадском озере (эпиграф из «Чайльд Гарольда» Байрона)

3. Пастораль

4. У родника (эпиграф из Шиллера)

5. Гроза (эпиграф из «Чайльд Гарольда»)

6. Долина Обермана (эпиграф из романа французского романтика Сенанкура «Оберман»)

7. Эклога («Чайльд Гарольд»)

8. Тоска по родине

9. Женевские колокола.

Содержание II года (Италия):

1. Обручение (по знаменитой картине Рафаэля с изображением бракосочетание девы Марии с Иосифом. Ее репродукция, по желанию Листа, была помещена на титульном листе оригинального издания)

2. Мыслитель (пьеса создана под впечатлением от микеланджеловской статуи Ночи в гробнице Медичи во Флоренции; на титульном листе, помимо репродукции, помещены слова Микеланджело на пьедестале)

3. Канцонетта Сальватора Розы (эпиграфом стали слова песни этого выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта 17 века)

4. Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)

5 Сонет Петрарки № 104 (E-dur)

6. Сонет Петрарки № 123 (As-dur). Во многих изданиях в качестве поэтической программы сонетов приводится итальянский текст соответствующих стихотворений Петрарки.

7. После прочтения Данте (фантазия-соната).

Дополнение ко второму году странствий – «Венеция и Неаполь»

Сюда вошли три популярные пьесы, рисующие картины итальянской народной жизни: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где Лист использовал темы подлинных итальянских народных мелодий.

Содержание III года:

1. Angelus

2. У кипарисов виллы д'Эсте. Тренодия.

3. У кипарисов виллы д'Эсте. Тренодия.

4. Фонтаны виллы д'Эсте

5. В венгерском стиле

6. Похоронный марш

7. Sursum corda (Ввысь сердца).

«Долина Обермана»

Наиболее масштабная пьеса швейцарского цикла – «Долина Обермана», навеянная романом французского писателя Сенанкура. Центральный персонаж, Оберман – характерный тип разочарованного героя. Приводимые Листом в качестве эпиграфов цитаты из романа достаточно красноречивы: «Чего я хочу? Что я такое?» и так далее.

В этой пьесе композитор впервые последовательно применяет свой излюбленный принцип монотематизма. Она построена на свободном чередовании 4х контрастных разделов, в основе которых лежат образные трансформации одной и той же темы. Это типичная для романтиков «тема вопроса», которая удивительно близка созданной спустя 40 лет арии Ленского, где герой также вопрошает судьбу.

В I разделе эта тема звучит элегически, как печальный монолог героя. Она имеет ярко выраженную виолончельную окраску, строится на секундовых интонациях в нисходящем движении. В тональном отношении очень неустойчива: в первом своем проведении она из e-moll через «шубертовскую S» (c-moll) модулирует в g-moll, а во 2-м предложении, таким же образом, из g-moll в b-moll, т.о. минорный колорит становится всё более «глубоким». Далее из темы вычленяется начальная фраза, которая интенсивно разрабатывается, усложняется гармонически, фактурно, ритмически.

Музыка 2 раздела олицетворяет возвышенные мечты героя. Основная тема проходит в хрупком верхнем регистре в C-dur, светло и нежно.

В 3 разделе (e-moll) интонации темы растворяются в бурных пассажах на фоне тремоло, олицетворяя жизненные бури.

В последнем, 4 разделе (E-dur) на ее основе вырастает гимн любви и счастью, музыка звучит страстно и восторженно, однако в момент высшей кульминации ликование внезапно обрывается, уступая место первоначальному вопросу. В иной фактуре он звучит более трагедийно – ответа нет...

Глубина содержания, масштабность формы, ярчайшие образные трансформации исходного материала – все это предвосхищает будущие симфонические поэмы Листа, прежде всего «Прелюды».

Второй «год», вдохновленный искусством итальянского Возрождения, содержит контрасты более глубокие, порожденные философским осмыслением жизни. Первые две пьесы сразу же очерчивают их размах: светлое, возвышенное «Обручение» и суровый «Мыслитель» (своеобразное «momento mori»).

«Мыслитель»

Пьеса «Мыслитель» создана под впечатлением от надгробной скульптуры Микеланджело в капелле Медичи во Флорен­ции. Четыре фигуры, расположенные у подножия статуи Лоренцо Медичи, представляют собой аллегории време­ни – Утро, День, Вечер и Ночь. Особенно значима последняя, символизирующая образ Смерти. Микеланджело посвятил этой аллегории трагический сонет, который и послужил эпиграфом к «Мыслителю»:

Отрадно спать — отрадней камнем быть.

О, в этот век — преступный и постыдный —

Не жить, не чувствовать — удел завидный...

Прошу: молчи — не смей меня будить.

Трагический образ пьесы связан с размышлениями о неизбежности страданий, горя и смерти. Интонационное зерно темы образуют октавные унисоны, пунктирный ритм в сочетании с синкопой (некоторое сходство с пассакалией), скупая, аскетичная фактура. Тональность cis-moll изначально предполагает большую сложность и остроту гармонического языка.

В этой пьесе сосредоточены важнейшие элементы листовской гармонии. Это, в частности, «шубертовская» субдоминанта и тесно связанный с ней малый с уменьшенной квинтой септ­аккорд. В среднем разделе трехчастной формы появляется увеличенное трезвучие – один из характернейших листовских аккордов, используемый нередко для совершения далеких модуляций на основе энгармонизма. В данном случае это переход из e-moll в g-moll, образую­щий вместе с основной тональностью малотерцовую цепь секвенции, по­добную аналогичной секвенции в «Долине Обермана». Все «проходяшие» тональности обозначены трезвучиями без терции с «пустыми» квинтами и параллельными ходами квинт и октав. В репризе появляется фигурационная линия басового голоса с нисходящим хроматическим ходом от I к V ступени, усиливающим ассоциации с пассакальей. Кульминация выделе­на трезвучием F-dur – единственный во всей пьесе ярко звучащий мажорный аккорд. Репризный раздел расширяет цель нераз­решенных доминантовых аккордов. Здесь особенно заостряется выразительностъ верхнего голоса, появляются секундовые мотивы lamento, вно­сящие более мягкий, печальный оттенок. В коде возвращается начальная ритмоинтонация. Круг развития замыкают три октавных унисона (рр) – символический мотив «тайны бытия», подобный вступлениям в Сонате h-moll и «Прелюдах».

«Сонеты Петрарки»

Три «Сонета Петрарки» считаются высшим выражением любовной лирики Листа. Здесь композитор Лист достиг наивысшего синтеза вокального и инструментального начал, хотя в отличие, скажем, от ноктюрнов «Грезы любви», сонеты не являются переложениями вокальных сочинений. Во всех трех пьесах явно ощущается вокальная основа: в каждой – три проведения темы подобны трем «куплетам», которые завершаются развитой кодой. Эта кода соответствует двум последним строкам поэтического текста.[2]

В Сонете № 104 (E-dur) единая волна нарастания эмоции охватывает всю пьесу: от характерного для Листа изложения ариозно-декламационной мелодии (на фоне скупых арпеджиато) – через фактурное ее превращение в ноктюрн (2-е проведение) – к ликованию и экстазу – в 3-ем, отличающемся концертностью, виртуозностью.

В двух других сонетах фактурно-мелодическое варьирование «куплета» дополняется танально-колористическим (с использованием излюбленных Листом терцовых рядов). Так, умиротворенное начало вторых «куплетов» в более прозрачных тональностях подчеркивает послекульминационный спад напряжения и начало следующей волны, приводящей к главной, вершинной кульминации всей пьесы.


[1] Большинство из них заимствовано из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», что закономерно: именно к Байрону уходят истоки листовского замысла (об этом говорит и сходство названий: в оригинале – «Годы паломничества»).

[2] Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия.