Джотто ди Бондоне
Художественная культура эпохи Возрождения >> Начальный этап новой культуры
В области изобразительного искусства отход от средневековых художественных канонов связан с именем Джотто. Дарование Джотто было разносторонним, он работал как скульптор, архитектор, строитель, но все же главным его призванием стала живопись. Самая выдающаяся из сохранившихся работ Джотто – росписи капеллы дель Арена в Падуе. Это одно из этапных произведений в истории европейского искусства, глубоко отличное от средневековой традиции.
Фрески представляют собой живописный ансамбль, в котором самостоятельные картины связаны последовательностью рассказа. Традиционные евангельские сюжеты из жизни Христа и Марии, овеянные возвышенными идеалами христианской этики, предстают как повествование о вечных проблемах человеческой жизни: о материнской любви и глубине скорби («Оплакивание»), о коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды»), твердости духа. Не божественное наитие, а высокое моральное совершенство характеризуют Христа, глубоко человечны и все остальные персонажи, одушевленные земными чувствами и страстями.
Со времени раннего Средневековья живопись изображала фигуры как бы отрешенными от твердой почвы. Они словно витали в безграничном пространстве, лишенные всякой тяжести. Напротив, во фресках Джотто плоскость земли опять, как в античном искусстве, делается естественной базой для человека. Фигуры стоят прочно, даже массивно. С помощью светотени[1] Джотто придает формам объемность, ощутимую рельефность.
Композиции художника всегда пространственны: здания представлены в перспективном сокращении, хотя еще без соблюдения законов линейной перспективы.
[1] постепенное высветление или затемнение основного красочного тона