История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Джотто ди Бондоне

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> Начальный этап новой культуры

В области изобразительного искусства отход от средневековых художественных канонов связан с именем Джотто. Дарование Джотто было разносторонним, он работал как скульптор, архитектор, строи­тель, но все же главным его призванием стала живопись. Самая вы­дающаяся из сохранившихся работ Джотто – росписи капеллы дель Арена в Падуе. Это одно из этапных произведений в истории европей­ского искусства, глубоко отличное от средневековой традиции.

Фрес­ки представляют собой живописный ансамбль, в котором самостоятель­ные картины связаны последовательностью рассказа. Традиционные евангельские сюжеты из жизни Христа и Марии, овеянные возвышенны­ми идеалами христианской этики, предстают как повествование о вечных проблемах человеческой жизни: о материнской любви и глубине скорби («Оплакивание»), о коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды»), твердости духа. Не божественное наитие, а высокое моральное совер­шенство характеризуют Христа, глубоко человечны и все остальные пер­сонажи, одушевленные земными чувствами и страстями.

Со времени раннего Средневековья живопись изображала фигуры как бы отрешенными от твердой почвы. Они словно витали в безграничном пространстве, лишенные всякой тяжести. Напротив, во фресках Джотто плоскость земли опять, как в античном искусстве, делается естествен­ной базой для человека. Фигуры стоят прочно, даже массивно. С помощью светотени[1] Джотто придает формам объемность, ощути­мую рельефность.

Композиции художника всегда пространственны: здания представлены в перспективном сокращении, хотя еще без соблюдения законов линейной перспективы.

[1] постепенное высветление или затемнение основного красочного тона