История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Нидерландская школа живописи XV века

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> «Северное Возрождение»

В XV веке самый значительный культурный центр Северной Европы – Нидерланды, маленькая, но богатая страна, включающая тер­риторию нынешних Бельгии и Голландии.

Нидерландские художники XV века преимущественно расписывали алтари, писали портреты и станковые картины по заказам богатых горо­жан. Они любили сюжеты Рождества и Поклонения младенцу Христу, не­редко перенося религиозные сцены в реальную жизненную обстановку. Наполняющие эту обстановку многочисленные предметы быта для челове­ка той эпохи заключали важный символический смысл. Так, например, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, непорочность; туф­ли были символом верности, горящая свеча – супружества.

В отличие от своих итальянских собратьев, нидерландские худож­ники редко изображали людей с классически прекрасными лицами и фи­гурами. Они поэтизировали обычного, «среднего» человека, видя его ценность в скромности, благочестии и добропорядочности.

Во главе нидерландской школы живописи XV века стоит гениальный Ян ван Эйк (около 1390-1441). Его знаменитый «Гентский алтарь» откры­л новую эпоху в истории нидерландского искусства. Религиозная символика претворена в нем в достоверные образы реального мира.

Известно, что «Гентский алтарь» был начат старшим братом Яна ван Эйка, Губертом, но основная работа пришлась на долю Яна.

Створки алтаря расписаны внутри и снаружи. С внешней стороны он выглядит сдержанным и строгим: все изображения решены в единой сероватой гамме. Здесь запечатлены сцена Благовещения, фигуры святых и донаторов (заказчиков). В праздничные дни створки алтаря распахива­лись и перед прихожанами во всем великолепии красок возникали карти­ны, воплощающие идею искупления грехов и грядущего просветления.

С исключительным реализмом выполнены обнаженные фигуры Адама и Евы, самые ренессансные по духу изображения «Гентского алтаря». Великолепны пейзажные фоны – типичный нидерландский пейзаж в сцене Бла­говещения, залитый солнцем цветущий луг с разнообразной растительностью в сценах поклонения Агнцу.

С такой же удивительной наблюдательностью воссоздается окружающий мир и в других работах Яна ван Эйка. Среди самых ярких примеров – панорама средневекового города в «Мадонне канцлера Ролена».

Ян ван Эйк явился одним из первых в Европе выдающихся портретис­тов. В его творчестве жанр портрета приобрел самостоятельность. Поми­мо картин, являющих обычный тип портрета, кисти ван Эйка принадлежит уникальное произведение этого жанра, «Портрет четы Арнольфини». Это пер­вый парный портрет в европейской живописи. Супруги изображены в небольшой уютной комнате, где все вещи имеют символический смысл, намекая на святость брачного обета.

С именем Яна ван Эйка традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи. Он накладывал краску слой за слоем на белую покрытую грунтом поверхность доски, добиваясь особой прозрачности цвета. Изоб­ражение начинало как бы светиться изнутри.

В середине и во 2-й половине XV века в Нидерландах работали мас­тера исключительного дарования – Рогир ван дер Вейден и Гуго ван дер Гус, имена которых могут быть поставлены рядом с Яном ван Эйком.

Босх

На рубеже XV-XVI веков общественная жизнь Нидерландов была наполнена социальными противоречиями. В этих условиях родилось сложное ис­кусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). Босху были чужды те основы мироощущения, на которые опиралась нидерландская школа, начиная с Яна ван Эйка. Он видит в мире борьбу двух начал, божественного и сатанинского, праведного и греховного, доброго и злого. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мыс­ли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сек­суальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола, искушающего святых отшельников и так далее. Впервые сфера безобразного как объект художественного осмысления настолько увлекает живописца, что он использует ее гротескные формы. Свои кар­тины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. Ан­тония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными, и комич­ными. Здесь на помощь художнику приходит многовековая традиция на­родной смеховой культуры, мотивы средневекового фольклора.

В фантастике Босха почти всегда присутствует элемент иносказа­ния, аллегорическое начало. Наиболее отчетливо эта особенность его искусства отражена в триптихах «Сад наслаждений», где показаны па­губные последствия чувственных удовольствий, и «Воз сена», сюжет ко­торого олицетворяет борьбу человечества за призрачные блага.

Демонология уживается у Босха не только с глубоким анализом человеческой натуры и народным юмором, но и с тонким чувством природы (в обширных пейзажных фонах).

Брейгель

Вершиной нидерландского Возрождения стало творчество Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30-1569), наиболее близкое настроениям народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской револю­ции. Брейгель в высшей степени обладал тем, что называется нацио­нальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства выращены на почве самобытных нидерландских традиций (большое влия­ние, в частности, на него оказало творчество Босха).

За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейге­лем «Мужицким». Раздумьями о судьбах народа пронизано все его твор­чество. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смер­ти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волх­вов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. С глубоким знанием народной жизни он показал облик и занятия крестьян, типичный нидерландский пейзаж, и даже ха­рактерную кладку домов. Не трудно увидеть современную, а не библей­скую историю в «Избиении младенцев»: пытки, казни, вооруженные напа­дения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанско­го гнета в Нидерландах. Символическое значение имеют и другие карти­ны Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (стра­шная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества?).

Жизнь народа в произведениях Брейгеля неотделима от жизни при­роды, в передаче которой художник проявил исключительное мастерст­во. Его «Охотники на снег»" – один из самых совершенных пейзажей во всей мировой живописи.