Французское Возрождение
Художественная культура эпохи Возрождения >> «Северное Возрождение»
Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искусстве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечательных мастеров, как Жан Фуке, отец и сын Жан Клуэ и Франсуа Клуэ.
Жан Фуке – самый известный из французских живописцев XV века. Он прославился не только как выдающийся портретист («Карл VII», «Канцлер Г. Жювенель дез Юрсен»), но и как подлинный мастер миниатюры («Часослов Этьена Шевалье», «Большие французские хроники», иллюстрации к сочинениям Боккаччо).
Жан и Франсуа Клуэ, как и Жан Фуке, были придворными художниками. Отец служил при Франциске I и написал великолепный портрет этого короля. Портретное творчество его сына и преемника Франсуа Клуэ («Генрих II, «Аптекарь Пьер Кют», «Елизавета Австрийска») стало одной из вершин французского Возрождения. Франсуа Клуэ заслуженно относят к числу наиболее внимательных наблюдателей человеческого лица.
Во французской скульптуре гуманистический идеал Возрождения воплощен в светлых и радостных образах выдающегося скульптора-декоратора Жана Гужона (около 1510-1568). Самое прославленное его произведение – это рельефы «Фонтана нимф» (или «Фонтана Невинных», от соседства с церковью того же названия) в Париже.
Младший современник Гужона Жермен Пилон (1537-1590) сосредоточил свое внимание не на рельефе, а на монументальной скульптуре. Среди его шедевров – группа Трех Граций, украшающая гробницу Генриха П.
К XVI столетию приобрела светский облик французская архитектура. Один за другим возводятся нарядные дворцы и замки, окруженные парками: дворец Фонтенбло, замок Шамбор на берегу Лауры. В отличие от феодальных замков-крепостей это совершенно новый тип загородного дворца, предназначенного для временного пребывания в дни охоты, увеселений.
Жемчужиной зрелого французского Возрождения стало роскошное здание нового Лувра в центре Парижа (ныне это крупнейший художественный музей мира). Его построил один из наиболее талантливых французских зодчих XVI века Пьер Леско (около 1510-1578) в сотрудничестве со скульптором Жаном Гужоном, своим постоянным соавтором.