История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Итальянская ренессансная литература

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> Литература эпохи Возрождения

Самая ранняя из всех ренессансных литератур – литература Италии. Вслед за Данте ее прославили Петрарка и Боккаччо.

Франческо Петрарку (1304-1374) знают и почитают, прежде всего, как одного из самых замечательных поэтов-лириков мира. Современники увенчали его лавровым венком на Капитолии за поэму «Африка», написанную на латыни. Но главное свое произведение, «Книгу песен», Петрарка написал на живом, родном итальянском языке.

«Книга песен» («Канцоньере»), едва ли не самая знаменитая книга лирики всего Ренессанса, содержит более 300 лирических стихотворений – сонетов, канцон, мадригалов. Они скреплены единым сюжетным стержнем, историей неразделенной любви поэта к Лауре. В образе этой прекрасной юной женщины для Петрарки слились вся красота и совершенство мира.

Другая страстная любовь поэта – Италия. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Петрарка оплакивал разделение Италии, мечтая видеть свою страну единой и могущественной.

Джованни Боккаччо (1313-1375), в отличие от Данте и Петрарки, по преимуществу поэтов, ярче всего проявил себя в художественной про­зе. Имя его навсегда сохранил в веках полный шуток «Декамерон». «Декамерон» это сборник из ста новелл, рассказанных от лица десяти собеседников, молодых людей, убежавших из города от чумы. Почти все сюжеты новелл старые, они существовали до Боккаччо как забавные рас­сказы или анекдоты. Ново, однако, отношение к рассказываемому.

Центральную мысль всей книги Боккаччо составляет защита права личности на счастье и земную чувственную любовь. В этом, прежде всего и заключается новизна «Декамерона». Боккаччо – один из величайших в мировой литературе певцов любви. Но его взгляд на любовь отличается от понимания Петрарки, изображающего любовь идеальную и возвышенную. Боккаччо прославляет чувственную страсть, он считает любовь естествен­ным проявлением человеческой природы, а природа всегда права. Писатель-гуманист выступает в защиту человеческой плоти, которую третиро­вали и унижали в средние века.

Немало новелл посвящено любовным похождениям попов и монахов, и здесь Боккаччо особенно насмешлив. В том, что монахи заводят любов­ниц, с точки зрения рассказчика нет ничего плохого, ведь они такие же люди, как и все остальные. Плохо то, что они лицемерят, строя из себя святых.

Боккаччо не ограничивается темой любви. Он подчеркивает проявле­ния человеческой свободы и талантливости в любых формах. Он ценит шутку, умение красиво и складно говорить, ценит ум и изобретатель­ность своих героев. Благодаря уму и находчивости любовники устраива­ют свое счастье, попавшие в ловушку избегают неприятностей и так далее.

В XVI веке итальянскую поэзию обогатили Лудовико Ариосто с его «Неистовым Роландом» и Торквато Тассо, последний великий поэт итальянского Возрождения с трагической судьбой. Главное произведение Тассо – поэма «Освобожденный Иерусалим».