История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Французская литература XVI века

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> Литература эпохи Возрождения

Лучшее, что дала миру французская литература XVI века – Рабле и Монтень. Так непохожие друг на друга, они делали общее дело.

Франсуа Рабле

Франсуа Рабле (1494-1553) создал жанр сатирического философского романа. Его «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедия французского Возрождения первого периода. Мишель де Монтень (1533-1592) в своей единственной, ставшей вечной, книге изложил важнейшие идеи позднего Ренессанса.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле писал более 20 лет, издавая его частями. В течение этих лет взгляды и оценки писателя менялись в зависимости от перемен, происходивших вокруг него в политической и духовной жизни Франции.

В первых двух книгах все звучит мажорно, над всем доминирует вера в победу разума и добра. Здесь добрые короли-великаны легко и весело расправляются с врагами всего человечества. При столкнове­нии старого, отжившего, и нового, прогрессивного, всегда побеждает новое. Не схоласт Олоферн, первый воспитатель юного Гаргантюа, а ученый гуманист Понократ сделал из королевского сына по-настоящему образованного и культурного человека. Не феодальный вояка Пикрохоль, напавший на мирное королевство Грангузье (отца Гаргантюа), а народ этой страны вышел победителем из навязанной ему войны.

В войне особенно отличился брат Жан – силач, мастер поесть и выпить, воплощение народной мощи, здравого народного смысла. Народ – самая надежная опора нации и государства. Именно брату Жану при­надлежит замысел создания аббатства Теллем.

Как известно, эпоха Возрождения породила десятки проектов соз­дания идеального общества, среди них наиболее известна «Утопия» Томаса Мора. Рабле создал свою прекрасную утопию, Телемскую оби­тель, где в мире и согласии живут здоровые, умные, красивые люди. Устав Телема состоит из одного правила – «Делай, что хочешь», оз­начавшего, что каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудить­ся для общего блага.

Последующие три книги романа Рабле вышли в период реакции: на­чалась расправа над протестантами, усилились гонения против гума­нистов. Сатира Рабле стала более сдержанной и прикрытой. К прежне­му смелому оптимизму примешиваются нотки разочарования и горечи.

На первый план в романе выходит беспокойное сомнение в шутовском наряде поисков Панурга, приятеля юного принца Пантагрюэля. Панург – веселый авантюрист и насмешник, хвастун и кутила. Но он привлекает своим изощренным умом и неистощимостью в каверзах по отношению к вышестоящим. Панург никак не может решить, следует ли ему жениться. В поисках ответа вся славная компания, окружающая Пантагрюэля, отправляется в неведомые страны к оракулу Божественной Бутылки. Путешественники попадают на различные фантастические острова, где сконцентрированно выступают пороки, характерные для средневековой Европы: религиозные распри, судейский произвол, тупая схоластика. Через грубоватую буффонаду, связанную с традициями народного смехового творчества, дается оценка важнейших жизненных явлений.

Монтень

Мишеля де Монтеня в научной литературе часто называют философом-моралистом. Между тем читатели восхищаются им прежде всего как великим писателем, автором одной из самых замечательных книг миро­вой литературы. Монтень назвал ее скромно, «Опыты» (по-французски «эссе»; это слово впервые было введено в литературный обиход именно Монтенем).

Первоначально «Опыты» были как бы дневником, в котором фиксировались не события, а мысли. Монтень писал без всякого плана, совершенно раскованно, повинуясь только свободному парению ума. Он записывал свои наблюдения, воспоминания, анекдоты, обильно цити­ровал древних и новых авторов, приводил многочисленные исторические примеры. Подобная система изложения позволяла говорить все: и то, что вынашивалось годами, и рожденное сию минуту.

Монтень – глубочайший психолог. Предметом его изучения является Человек, природу которого он понимает иначе, чем его предшественники, в том числе Рабле. Человек по Монтеню – существо, вечно меняющееся в зависимости от обстоятельств. Он способен бесконечно высоко вознестись и бесконечно низко пасть. Человеческий ум имеет право не только на неограниченное развитие, но и на сомнение, скептицизм. Скептицизм Монтеня находит выражение в его знаменитой формуле: «Что знаю я?». Именно сомнение ниспровергает догмы и прокладывает путь к постиже­нию нового, к опытному знанию.

К признанным корифеям французского Возрождения относятся также поэты Клеман Маро и Пьер де Ронсар, глава «Плеяды» – литературной школы, осуществившей радикальную жанровую реформу. Отбросив старые жанры средневековой поэзии, поэты Плеяды впервые во Франции стали сочинять сонеты, элегии, оды, комедии, трагедии. Примером для них служили античные авторы и итальянские мастера.