Французская литература XVI века
Художественная культура эпохи Возрождения >> Литература эпохи Возрождения
Лучшее, что дала миру французская литература XVI века – Рабле и Монтень. Так непохожие друг на друга, они делали общее дело.
Франсуа Рабле
Франсуа Рабле (1494-1553) создал жанр сатирического философского романа. Его «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедия французского Возрождения первого периода. Мишель де Монтень (1533-1592) в своей единственной, ставшей вечной, книге изложил важнейшие идеи позднего Ренессанса.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле писал более 20 лет, издавая его частями. В течение этих лет взгляды и оценки писателя менялись в зависимости от перемен, происходивших вокруг него в политической и духовной жизни Франции.
В первых двух книгах все звучит мажорно, над всем доминирует вера в победу разума и добра. Здесь добрые короли-великаны легко и весело расправляются с врагами всего человечества. При столкновении старого, отжившего, и нового, прогрессивного, всегда побеждает новое. Не схоласт Олоферн, первый воспитатель юного Гаргантюа, а ученый гуманист Понократ сделал из королевского сына по-настоящему образованного и культурного человека. Не феодальный вояка Пикрохоль, напавший на мирное королевство Грангузье (отца Гаргантюа), а народ этой страны вышел победителем из навязанной ему войны.
В войне особенно отличился брат Жан – силач, мастер поесть и выпить, воплощение народной мощи, здравого народного смысла. Народ – самая надежная опора нации и государства. Именно брату Жану принадлежит замысел создания аббатства Теллем.
Как известно, эпоха Возрождения породила десятки проектов создания идеального общества, среди них наиболее известна «Утопия» Томаса Мора. Рабле создал свою прекрасную утопию, Телемскую обитель, где в мире и согласии живут здоровые, умные, красивые люди. Устав Телема состоит из одного правила – «Делай, что хочешь», означавшего, что каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудиться для общего блага.
Последующие три книги романа Рабле вышли в период реакции: началась расправа над протестантами, усилились гонения против гуманистов. Сатира Рабле стала более сдержанной и прикрытой. К прежнему смелому оптимизму примешиваются нотки разочарования и горечи.
На первый план в романе выходит беспокойное сомнение в шутовском наряде поисков Панурга, приятеля юного принца Пантагрюэля. Панург – веселый авантюрист и насмешник, хвастун и кутила. Но он привлекает своим изощренным умом и неистощимостью в каверзах по отношению к вышестоящим. Панург никак не может решить, следует ли ему жениться. В поисках ответа вся славная компания, окружающая Пантагрюэля, отправляется в неведомые страны к оракулу Божественной Бутылки. Путешественники попадают на различные фантастические острова, где сконцентрированно выступают пороки, характерные для средневековой Европы: религиозные распри, судейский произвол, тупая схоластика. Через грубоватую буффонаду, связанную с традициями народного смехового творчества, дается оценка важнейших жизненных явлений.
Монтень
Мишеля де Монтеня в научной литературе часто называют философом-моралистом. Между тем читатели восхищаются им прежде всего как великим писателем, автором одной из самых замечательных книг мировой литературы. Монтень назвал ее скромно, «Опыты» (по-французски «эссе»; это слово впервые было введено в литературный обиход именно Монтенем).
Первоначально «Опыты» были как бы дневником, в котором фиксировались не события, а мысли. Монтень писал без всякого плана, совершенно раскованно, повинуясь только свободному парению ума. Он записывал свои наблюдения, воспоминания, анекдоты, обильно цитировал древних и новых авторов, приводил многочисленные исторические примеры. Подобная система изложения позволяла говорить все: и то, что вынашивалось годами, и рожденное сию минуту.
Монтень – глубочайший психолог. Предметом его изучения является Человек, природу которого он понимает иначе, чем его предшественники, в том числе Рабле. Человек по Монтеню – существо, вечно меняющееся в зависимости от обстоятельств. Он способен бесконечно высоко вознестись и бесконечно низко пасть. Человеческий ум имеет право не только на неограниченное развитие, но и на сомнение, скептицизм. Скептицизм Монтеня находит выражение в его знаменитой формуле: «Что знаю я?». Именно сомнение ниспровергает догмы и прокладывает путь к постижению нового, к опытному знанию.
К признанным корифеям французского Возрождения относятся также поэты Клеман Маро и Пьер де Ронсар, глава «Плеяды» – литературной школы, осуществившей радикальную жанровую реформу. Отбросив старые жанры средневековой поэзии, поэты Плеяды впервые во Франции стали сочинять сонеты, элегии, оды, комедии, трагедии. Примером для них служили античные авторы и итальянские мастера.