Сервантес
Художественная культура эпохи Возрождения >> Литература эпохи Возрождения
Вершина испанской литературы Возрождения – роман Мигеля Сервантеса (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Его герой, бедный захолустный дворянин Алонсо Кихана, „свихнувшийся” на почве увлечения рыцарскими романами, вообразил себя странствующим рыцарем Дон Кихотом. На боевом коне (жалкой кляче), в сопровождении верного оруженосца (хитрого крестьянина Санчо Панса, соблазнившегося перспективой быстрого обогащения), он выехал на подвиги в честь дамы сердца (скотницы Альдонсы из соседнего села, переименованной в Дульсинею Тобосскую).
Дон Кихот бесстрашно бросается в бой с великанами (ветряными мельницами), сражается с вражеским войском (стадом баранов) и так далее. При этом все „подвиги”, совершаемые Дон Кихотом для восстановления справедливости на земле, приводят к совершенно противоположным результатам, а сам он чаще всего оказывается нещадно избитым. Его оскорбляют и проклинают.
Однако «Дон Кихот» содержит в себе нечто большее, чем пародию на рыцарские романы. Его идеи порождены эпохой Возрождения, с ее пафосом отрицания феодальных порядков.
Писавший свой роман в условиях кризиса гуманизма, Сервантес гениально отразил остроту столкновения идеальных устремлений человеческой личности с пошлой и прозаической действительностью. Он дает почувствовать читателю, как душно жить его герою в мире эгоизма и стяжательства. При полном неумении разобраться в реальной обстановке Дон Кихот – человек исключительного благородства, преданности своему идеалу. Его устами писатель высказывает гуманистические мысли о свободе, мире, достоинстве человека, любви. В какую бы нелепую, смешную форму не облекалась борьба героя за справедливость, Сервантес подчеркивает благородство самой идеи этой борьбы.
Есть глубокий смысл в том, что неразлучным спутником рыцаря-гуманиста является простой мужик Санчо Панса. Этот простодушный весельчак воплощает народную мудрость (она выражается, в частности, в многочисленных пословицах и поговорках, которые Санчо без конца изрекает) и неистощимый оптимизм. Человек из народа в романе Сервантеса оказывается умнее многих образованных и занимающих видное место в обществе людей.