История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Рафаэль

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> Высокое Возрождение

В то самое время, когда Микеланджело работал над Сикстинским плафоном, на долю Рафаэля Санти (1483-1520) выпал заказ украсить фресками станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Наиболее известны фрески в Станца делла Сеньятура (Зале Печати).

Это помещение предполагалось использовать в качестве библиотеки, в соответствии с чем Рафаэль представил здесь 4 области духовной деятельности человека: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас») и правосудие («Мудрость, Мера, Сила»).

В больших историко-аллегорических композициях художник объединил выдающихся представителей культуры. Так, «Афинская школа» посвяще­на знаменитым древнегреческим мыслителям. Здесь Сократ и Пифагор, Гераклит и Диоген, и многие другие, а в центре – Платон и Аристо­тель. Каждый персонаж индивидуален, почти все изображения портретны (известно, что в образе Гераклита изображен Микеланджело, в образе Платона – Леонардо).

Равно чуждый и непрестанным аналитическим поискам Леонардо да Винчи, и мятущемуся бунтарству Микеланджело, Рафаэль по самому складу своего дарования был художником синтеза и гармонии. В его таланте много внутренней гибкости, способности органического усвоения достижений других, часто очень разных по своему творческому облику мастеров. Вместе с тем, у Рафаэля чрезвычайно ярко выражена основа его собст­венной творческой индивидуальности. Это особая гармоничная ясность об­разов в сочетании с необыкновенно развитым чувством композиции.

В светлом искусстве Рафаэля царят идеалы красоты, и прекрасный, совершенный человек существует в гармонии с миром.

Параллельно с работой в Ватиканском дворце Рафаэлем было создано множество алтарных картин и портретов: «Портрет Юлия II», «Портрет кардинала», «Женщина в покрывале» («Донна Велата»), «Лев X с кардиналами». Самое совершенное его творение, «Сикстинская мадонна», создано как алтарный образ для церкви монастыря св. Сикста в Пьяченце. Это итог работы художника над образом Богоматери, шедевр, в кото­ром тема жертвенности материнства нашла особенно глубокое воплощение.

Имя Рафаэля-архитектора связано со строительством дворцов, вилл, небольшой часовни, церкви Сант-Элиджо в Риме. Занимая после смерти Браманте должность главного архитектора собора св. Петра, он достраивал ватиканский двор с лоджиями.