Микеланджело Буонарроти
Художественная культура эпохи Возрождения >> Высокое Возрождение
К концу первого десятилетия XVI века лучшие творческие силы Италии сосредоточились в Риме, который принял у Флоренции первенство в развитии ренессансной культуры. В это время Рим переживал период общественного и культурного подъема. В критические для Италии годы, когда под угрозой иноземных вторжений безотлагательно встала проблема создания единого государства, именно Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Стремясь возродить былое величие Рима как столицы Италии, римские папы (Юлий II, затем Лев X) привлекали сюда лучших итальянских поэтов и теологов, музыкантов и художников того времени. В городе развернулось обширное строительство. Высшее духовенство, крупные банкиры, старая римская аристократия и новая знать – все соревновались друг с другом в возведении и украшении городских дворцов, загородных вилл, семейных капелл, в покровительстве литературе, наукам и искусству.
На площади св. Петра Юлий II решил соорудить огромный храм, который должен был превзойти масштабами и роскошью все церкви христианского мира. Строительство началось в 1506 году под руководством Донато Браманте, величайшего архитектора своего времени, и продолжалось более 100 лет. Среди многих архитекторов, принимавших участие в проекте, выделяется Микеланджело Буонарроти (1475-1564). При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром гигантского купола. Возведенный уже после смерти этого гениального творца купол стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима,
Когда строительство собора только начиналось, Юлий II поручил Микеланджело создание собственной гробницы. По первоначальному замыслу ее должны были украшать около 40 статуй. Однако вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств и, еще более, внутренних, духовных причин, грандиозная идея осталась неосуществленной, за исключением нескольких статуй. Это могучий «Моисей» и исполненные трагизма «Восставший раб» и «Умирающий раб».
За что бы ни брался Микеланджело – в архитектуре, скульптуре или живописи – любое творение становилось непосредственным выражением его титанической личности, личности борца, отстаивающего свою правду. Исполинский размах творческой мысли диктовал ему колоссальные замыслы, которые он не всегда успевал завершить. Самым законченным из них оказался не скульптурный, а живописный – роспись плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Этой работе Микеланджело отдался целиком, забыв на время о своем желании быть, прежде всего, скульптором, а не живописцем.
На площади в 600 кв. метров представлены сцены из библейской книги Бытия, повествующие о сотворении мира и первоначальных судьбах человечества. Здесь и «Сотворение Адама», и «Отделение света от тьмы», и «Всемирный потоп», и монументальные фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, и предки Христа. Столь универсальной картины мира не дает в итальянском Ренессансе ни один другой живописный цикл. Величественная композиция воспринимается как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей.
Прожив долгую жизнь (почти 90 лет), Микеланджело стал свидетелем кризиса гуманистических идеалов. Его мироощущение приобрело трагический характер. Скорбью и тревогой пронизана фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, выполненная спустя четверть века после росписи Сикстинского плафона. Ощущение мучительного неразрешимого конфликта вызывают скульптуры гробницы Медичи – лишенные портретного сходства статуи герцогов Лоренцо и Джулиано, и аллегорические фигуры на саркофагах: «Вечер», «Ночь», «Утро», «День» (символ быстротечности времени). Трагической экспрессией отмечены «Пьета Ронданини», последний шедевр Микеланджело-скульптора, а также его поэтическое творчество. Ярким примером тому могут служить поэтические строки, посвященные статуе «Ночь»:
... О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.