История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Леонардо да Винчи

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения >> Высокое Возрождение

Самый старший из них – Леонардо да Винчи(1452-1519). Современник художников позднего кватроченто, именно Леонардо явился основоположником Высокого Возрождения. Делом его жизни было не только искусство, но, в неменьшей степени, и научно-исследовательская работа. Трудно перечислить естественные и точные науки, где бы он не сказал нового слова, намного опережающего эпоху.

Большая часть жизни Леонардо да Винчи прошла в скитаниях по раз­ным городам. Самым плодотворным было время, проведенное им в Милане, при дворе герцога Лодовико Моро в качестве военного инженера, гидро­техника, архитектора, скульптора и живописца. В миланский период была создана знаменитая «Тайная вечеря», фреска на стенах трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие.

«Тайная вечеря» открыла для искусства новую область, область психологического конфликта. На фреске изображен библейский эпизод, мгновение, когда Христос произнес слова: «Один из вас предаст меня». То, как каждый из учеников воспринимает эти слова, и представляет суть работы. Источники сообщают, что художник долго искал подходящую модель для каждого персонажа, и прежде всего для Иуды, добиваясь психологичес­кой убедительности.

В Милане же выполнены «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта», а также конный монумент Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, важнейшая скульптурная работа Леонардо да Винчи [1].

Самая известная картина этого мастера – «Мона Лиза» (Джоконда). Вероятно, это портрет молодой жены флорентийского купца Джокондо, воплощающий возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в голубой дымке.

Леонардо всю жизнь изучал законы падения и отражения светового луча, а также влияние воздуха на четкость очертаний предметов. На основе своих наблюдений он первый обосновал принципы воздуш­ной перспективы [2].

1 памятник, вылепленный из глины и еще не отлитый в бронзе, был уничтожен при взятии Милана французами.

2 фиксация тонких переходов цвета по мере удаления от зрителя. Благодаря воздушной перспективе создается ощущение воздушной среды, обволакивающей все предметы.