Поздний классический период древнегреческого искусства
Художественная культура античной Греции >> Культура классической Греции
История Греции в 4 веке до н.э. – это история кризиса античного полиса, упадка демократии, борьбы за власть между городами-государствами, обострения социальных контрастов, наконец, это история постепенного усиления могущества Македонского царства, которое все более активно вмешивается в дела Греции.
В искусстве этого времени на смену классической уравновешенности и гармоничности приходит более сложное понимание мира, ощущение его противоречивости и драматизма. Идеи гражданственности, величия полиса уже не являются основополагающими. Главной художественной проблемой становится передача индивидуальных черт человека, его внутреннего мира.
Эти поиски отличают творчество крупнейших скульпторов 4 века до н.э., представителей так называемой «поздней классики», – Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Их произведения известны, главным образом, по описаниям античных авторов и римским копиям.
Творчество Скопаса насыщено трагическим пафосом. Его героев отличает огромное внутреннее напряжение, сильные эмоции, они показаны в ярких драматических ситуациях, стремительном движении, неожиданных, смелых ракурсах. Характерный образец его стиля – рельефы гробницы паря Мавзола в Галикарнасе (ныне Турция) с изображением битвы греков с амазонками. Здесь всё подчинено передаче яростной напряженности борьбы. Вместо гармоничного спокойствия образов высокой классики – бурный порыв и трагический надлом.
Самое замечательное творение Скопаса в круглой скульптуре – «Менада» – молодая гибкая девушка в вихре экстатического танца.
Пракситель – художник совсем иного творческого темперамента. Обращаясь к образам богов, он всегда изображает их спокойно стоящими, погруженными в свой собственный мир. Они полны мечтательной задумчивости, лиричности. По сравнению со скульптурой 5 века до н.э. это новый идеал красоты, более утонченный, одухотворенный. Особую славу Праксителю принесла его «Афродита Книдская», одно из первых в греческом искусстве изображений обнаженной женской фигуры.
Герои Лисиппа всегда глубоко индивидуальны и острохарактерны. Обращаясь к уже известным темам и образам, Лисипп трактует их по-своему, самобытно. Например, типичный для античности образ атлета мастер любит показывать в момент отдыха, в состоянии усталости. Таков «Апоксиомен» (атлет, очищающий свое тело от песка после борьбы), главное творение этого скульптора. К лучшим работам Лисиппа относятся также многочисленные изображения Геракла, «Отдыхающий Гермес», статуя Гелиоса на колеснице на о. Родос. Одним из первых в античности Лисипп обратился к искусству портрета (портрет Александра Македонского, при дворе которого он работал, портрет Сократа).
Самым ярким представителем позднеклассической живописи был Апеллес, придворный художник Александра Македонского. Среди его картин наибольшей славой пользовалась «Афродита Анадиомена» (выходящая из воды).
Архитектуру поздней классики отличает пышная декоративность, стремление к внешнему великолепию. В ней часто используется самый изысканный из всех греческих архитектурных стилей – коринфский.
Образцом необычайной пышности и торжественности является уже упомянутая гробница царя Мавсола, над украшением которой работали величайшие мастера того времени. Она состояла из высокого квадратного цоколя и колоннады ионийского ордера со ступенчатой пирамидой. Всё сооружение завершалось скульптурным изображением Мавсола и его супруги на колеснице. Сама идея подобного монумента возникла под влиянием восточной культуры.
Особое внимание стало уделяться строительству зрелищных сооружений, которые строились теперь из камня. Наряду с театром Диониса в Афинах, это хорошо сохранившийся театр в Эпидавре с блестящей акустикой, рассчитанный на 25 тысяч зрителей. Здесь же было построено здание для исполнения культовой музыки – Фимела (или Толос) круглой формы с колоннами.