История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Поздний классический период древнегреческого искусства

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции >> Культура классической Греции

История Греции в 4 веке до н.э. – это история кризиса античного полиса, упадка демократии, борьбы за власть между городами-государствами, обострения социальных контрастов, наконец, это история посте­пенного усиления могущества Македонского царства, которое все более активно вмешивается в дела Греции.

В искусстве этого времени на смену классической уравновешеннос­ти и гармоничности приходит более сложное понимание мира, ощущение его противоречивости и драматизма. Идеи гражданственности, величия полиса уже не являются основополагающими. Главной художественной проблемой становится передача индивидуальных черт человека, его внутреннего мира.

Эти поиски отличают творчество крупнейших скульпторов 4 века до н.э., представителей так называемой «поздней классики», – Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Их произведения известны, главным образом, по описаниям античных авторов и римским копиям.

Творчество Скопаса насыщено трагическим пафосом. Его героев отличает огромное внутреннее напряжение, сильные эмоции, они показаны в ярких драматических ситуациях, стремительном движении, неожидан­ных, смелых ракурсах. Характерный образец его стиля – рельефы гробни­цы паря Мавзола в Галикарнасе (ныне Турция) с изображением битвы греков с амазонками. Здесь всё подчинено передаче яростной напряжен­ности борьбы. Вместо гармоничного спокойствия образов высокой класси­ки – бурный порыв и трагический надлом.

Самое замечательное творение Скопаса в круглой скульптуре – «Менада» – молодая гибкая девушка в вихре экстатического танца.

Пракситель – художник совсем иного творческого темперамента. Обращаясь к образам богов, он всегда изображает их спокойно стоящими, погруженными в свой собственный мир. Они полны мечтательной задумчивости, лиричности. По сравнению со скульптурой 5 века до н.э. это новый идеал красоты, более утонченный, одухотворенный. Особую славу Праксителю принесла его «Афродита Книдская», одно из первых в гре­ческом искусстве изображений обнаженной женской фигуры.

Герои Лисиппа всегда глубоко индивидуальны и острохарактерны. Обращаясь к уже известным темам и образам, Лисипп трактует их по-своему, самобытно. Например, типичный для античности образ атлета мас­тер любит показывать в момент отдыха, в состоянии усталости. Таков «Апоксиомен» (атлет, очищающий свое тело от песка после борьбы), главное творение этого скульптора. К лучшим работам Лисиппа относят­ся также многочисленные изображения Геракла, «Отдыхающий Гермес», статуя Гелиоса на колеснице на о. Родос. Одним из первых в античнос­ти Лисипп обратился к искусству портрета (портрет Александра Маке­донского, при дворе которого он работал, портрет Сократа).

Самым ярким представителем позднеклассической живописи был Апеллес, придворный художник Александра Македонского. Среди его картин наибольшей славой пользовалась «Афродита Анадиомена» (выхо­дящая из воды).

Архитектуру поздней классики отличает пышная декора­тивность, стремление к внешнему великолепию. В ней часто использу­ется самый изысканный из всех греческих архитектурных стилей – коринф­ский.

Образцом необычайной пышности и торжественности является уже упомяну­тая гробница царя Мавсола, над украшением которой работали величай­шие мастера того времени. Она состояла из высокого квадратного цоколя и колоннады ионийского ордера со ступенчатой пирамидой. Всё сооруже­ние завершалось скульптурным изображением Мавсола и его супруги на колеснице. Сама идея подобного монумента возникла под влиянием вос­точной культуры.

Особое внимание стало уделяться строительству зрелищных сооруже­ний, которые строились теперь из камня. Наряду с театром Диониса в Афинах, это хорошо сохранившийся театр в Эпидавре с блестящей акус­тикой, рассчитанный на 25 тысяч зрителей. Здесь же было построено зда­ние для исполнения культовой музыки – Фимела (или Толос) круглой формы с колоннами.