История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Романтическая литература

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Западноевропейская культура XIX века >> Романтизм

Главным центром романтического движения была Германия: именно в произведениях немецких поэтов и философов черпали впоследствии свои идеи романтики других стран.

Ранний немецкий романтизм связан с деятельностью иенского литературного кружка. Это творческое объединение возникло в конце XVIII века в городе Иене, близ Веймара. Сюда входили братья Фридрих и Август Шлегели1, Новалис, Ваккенродер, Людвиг Тик. Деятельность кружка носила преимущественно философско-эстетический характер. В журнале «Атенеум», издаваемом братьями Шлегель, впервые были изложены основные идеи романтической эстетики.

Наиболее характерным выразителем взглядов иенских романтиков был Новалис – выдающийся писатель и глубокий мыслитель. Основные его произведения – «Вера и лю­бовь», «Христианство и Европа», поэтические циклы «Гимны к ночи» и «Духовные песни», незавершенный роман «Генрих фон Офтердинген» (о судьбе полулегендарного средневекового поэта).

Эстетические манифесты иенских романтиков получили свое развитие в творчестве Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Замечательный писатель-сатирик, мастер романтической новеллы и сказки, Гофман проявил себя не только в литературном творчестве, но и как художник, режиссер, музыкант – дирижер и композитор (первая романтическая опера «Ундина»).

Центральное место в творчестве Гофмана заняла тема искусства и художника (новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера», роман «Житейские воззрения кота Мурра»).

Творчество Гофмана оказало огромное влияние на всю мировую культуру. Его поэтические образы отражены во множестве музыкальных произведений (в т.ч. в фортепианном цикле Шумана «Крейслериана», балете Чайковского «Щелкунчик»).

С середины первого десятилетия XIX века, под влиянием освободительной войны против Наполеона, характер немецкого романтизма существенно меняется. Философско-эстетическая проблематика, занимав­шая иенских романтиков, отходит на второй план, а на передовые позиции выдвигаются идеи, связанные с национальным самосознанием немецкого народа. В Гейдельберге возникло новое объединение немецких романтиков, более молодого поколения. Это К. Брентано, А. Арним, Я. и В. Гримм, Г. Клейст. Все они про­являли повышенный интерес ко всему немецкому – национальной истории, культу­ре, фольклору, собирали, обрабатывали и издавали средневековые предания, народные песни и сказки (мировую известность приобрели сказки братьев Гримм, сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» Арнима и Брентано).

Высшим выражением немецкого романтизма стала поэзия Генриха Гейне. Его стихи переводили Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Блок; они привлекали многих композиторов2.

Творческий диапазон Гейне необычайно широк. Он обращался и к общественно-политической тематитике (поэма «Германия. Зимняя сказка»), и к любовной лирике («Книга песен» из 215 стихотворений, в том числе цикл «Лирическое интермеццо»).

Ранний романтизм в литературе Англии представлен поэтами «озерной школы» (школы лейкистов), сложившейся в конце XVIII века. Лейкисты – Уильям Вордсворт, Сэмюель Кольридж, Роберт Саути – идеализируя нравы крестьянства и деревенский, патриархальный быт, осуждали всякое вторжение в него новых капиталистических отношений. Излюбленные герои их поэзии – крестьяне. Основной жанр лейкистов – баллада, близкая народным образцам.

В английской литературе возник наиболее характерный тип романтического героя. Одним из первых его образ воплотил Джордж Гордон Байрон (1788—1824) в по­эме «Паломничество Чайлъд Гаролъда».

Главный персонаж поэмы – это разочарованный индивидуалист, анализирующий свои переживания. Гарольд отправляется в паломничество, но его странствия не имеют ни смысла, ни цели, ибо для него заведомо ясно, что святынь в этом мире нет. Перед ним разворачивается череда стран, лиц, событий, но они мало волнуют героя, массой впечатлений он пытается заполнить душевную пустоту.

Имевшая необычайно широкий отклик, поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» мгновенно прославила имя Байрона. По мотивам этого произведения французский композитор-симфонист Гектор Берлиоз написал программную симфонию «Гарольд в Италии».

Аналогичного героя Байрон представляет в драматической поэме «Манфред». Это своеобразный «романтический Фауст», овладевший тайной бессмертия, но разочаровавшийся в людях, в знаниях и в самой жизни. Ни Гарольд, ни Манфред не являются бунтарями. Остро переживая несовершенство мира, они не способны к активным социальным действиям.

Наряду с Байроном, в числе самых читаемых английских поэтов-романтиков – Джон Китс и Перси Биши Шелли.

Шотландский писатель Вальтер Скотт (1871–1832) известен как создатель исторического рома­на, ставшего синтезом искусства и исторической науки. Судьбы его героев неотделимы от хода исторического развития.

Художественные произведения на исторические сюжеты создавались и до Вальтера Скотта, но в них не было исторического подхода к человеку и обществу: древние герои наделялись мыслями и чувствами современного человека; то, что казалось разумным и правильным сегодня, переносилось в другие исторические эпохи. В романах Скотта («Роб-Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Пуритане», «Эдинбургская темница») повествование опирается на точные исторические факты, почерпнутые из летописей и других исторических документов. В них раскрываются особенности быта и нравов различных исторических эпох, обычаи, верования разных народов.

Возникновение романтических идей во Франции связано с именами Жермены де Сталь, Франсуа де Шатобриана, Альфонса де Ламартина и Альфреда де Виньи. Однако признанным вождем французского романтизма считается поэт, драматург и романист Виктор Гюго, жизненный и творческий путь которого прошел почти через все XIX столетие. Он был свидетелем и участником исторических событий, которые потрясли XIX век: наполеоновских войн, реставрации Бурбонов, революций 1830 и 1848 годов, империи Наполеона III, Парижской Коммуны. На протяжении всей жизни Гюго выступал как защитник отверженных и угнетенных, призывая к состраданию и человечности.

Предисловие Гюго к собственной драме «Кромвель» стало идейной программой французских писателей-романтиков. Здесь Гюго говорит о том, что главной темой современной литературы должно быть изображение социальных конфликтов, борьбы различных общественных сил. Самым важным для романтизма принципом Гюго считал изображение жизни в ее контрастах, в противопоставлении добра и зла.

Воплощением этих творческих принципов стали пьесы Гюго «Марион Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз», «Король забавляется», шедшие под топот и свист «благородной публики», а также исторический роман «Собор Парижской Богоматери». Писатель смело вывел в них нового героя – человека из народа. На его примере Гюго показал, что подлинная красота человека не в благородном происхождении, а в доброте и любви.

Гюго обновил и расширил словарный фонд литературы за счет слов, бытовавших тогда в публицистике: «революция», «восстание», «цивилизация», «демократия», «тирания» и т.д. Его новаторскую деятельность можно сравнить с тем, что для русской поэзии сделали поэты-демократы, в первую очередь Н.А. Некрасов.

Когда в 1851 году во Франции произошел монархический государственный переворот и к власти пришел Наполеон III, провозгласивший себя императором, Гюго в знак протеста покинул Францию. 19 лет он провел в добровольном изгнании на островах Атлантического океана. В изгнании были созданы книги сатирических стихов, направленных против Наполеона III, и замечательные романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

Небывалый успех выпал на долю другого французского романиста – Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королевы Марго», «Графини Монсоро», а также многочисленных драм, комедий, фельетонов и дневников.

Заметным событием в литературной жизни Франции стал роман Альфреда Мюссе «Исповедь сына века». Изложенный в виде писем современного молодого человека, тоскующего и полного сомнений, роман отразил романтические умонастроения.

Романтизм в Италии, Чехии, Польше, Венгрии имел революционно-патриотическую направленность. Все эти страны еще до XIX века утратили государственную независимость и испытывали иноземный гнет. Ответом на национальное угнетение были многочисленные восстания, революции, достигшие кульминации в первой половине XIX века.

В Италии героическая эпоха освободительного движения получила название Рисорджименто («Национальное Возрождение»). Литература и искусство Рисорджименто проникнуты гражданскими мотивами, патриотическим пафосом. Примером может служить известный роман Джованьоли «Спартак». Во главе движения Рисорджименто стоял революционный поэт и писатель Алессандро Мадзони. Большой популярностью пользовался его роман «Обрученные», рассказывающий о драматической судьбе итальянских крестьян.

1 Фридрих Шлегель – немецкий писатель, критик, философ культуры; Август Шлегель – поэт, историк литературы, переводчик.

2 Среди ярких примеров – вокальный цикл Шумана «Любовь поэта».