История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Живопись барокко. Италия, Испания

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Западноевропейское искусство XVII века >> Барокко

В живописи барокко преобладают религиозные и мифологические сюжеты, а также парадные портреты, подчеркивающие положение человека в обществе. Наряду с торжественно-величавыми образами Христа и Марии особенно часты сюжеты, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя: сцены казней и мучений святых, религиозные видения.

Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные при­емы. Очень характерно, например, объединение фигyр по диагональным линиям, что усиливает впечатление движения и способствует новой пере­даче пространства. Другая типичная чертапротивопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противо­поставляются резко освещенные детали). Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Особое внимание художник уделяет передаче освещения. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб».

Творчество Караваджо перерастает рамки барокко, открывая реалистическое направление в европейской живописи XVII века.

Живопись Испании XVII века

Сильными барочными тенденциями отмечена живопись Испании XVII века. Главными заказчиками искусства здесь были королевский двор, аристократия и католическая церковь. Отсюда – преобладание типичных для барокко религиозных сюжетов и парадных портретов. Расцвету испанской живописи способствовало творчество Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Мурильо.

Подлинное имя Эль Греко (1541-1614) – Доменико Теотокопули, по национальности он грек с о-ва Крит. Оказавшись в Испании, которая стала его второй родиной, художник стал называть себя Эль Греко. Его картины нередко похожи на видения и сны. Человеческие фигуры на них словно теряют материальность и вес, всё пребывает в состоянии движения. Эль Греко был хорошим портретистом. Замечателен по выразительности его портрет инквизитора Ниньо де Гевара.

Картины Бартоломе Эстебана Мурильо (1617-1682), интимны, непосредственны, мягки по настроению. Особенно известны его работы, изображающие жизнь севильских бедняков, их детей (например, «Смеющийся мальчик»).

Для творчества Хосе Риберы (1591-1652) характерен глубокий интерес к человеческому характеру. Самой знаменитой его картиной является «Хромоножка». Это портрет нищего мальчика, калеки, который изображен так, что не нуждается в сочувствии. Он смотрит смело, открыто, жизнерадостно. В этом характере проявляется чисто испанская гордость простолюдина, презирающего судьбу.

Чудесен и трогателен полный чистоты образ, моделью для которого послужила дочь художника, в картине «Святая Инесса».

Наиболее характерные работы Франсиско де Сурбарана (1598-1664) изображают монахов и святых в состоянии экстаза и молитвы: «Детство Марии», «Отрочество Марии».

Центральной фигурой испанской художественной школы является Диего Веласкес (1599-1660). Он был придворным живописцем короля Филиппа IV и почти не писал для церкви. Веласкес создал множество портретов самого монарха, его детей, приближенных и высшую знать, грандов Испании. В этих портретах соблюден этикет, есть величественность и парадность. Однако художник не льстит своим заказчикам: Филипп IV на его портретах предстает заурядным, «бесцветным» человеком, не наделенным живым умом.

Одной из вершин мирового портретного искусства справедливо считается «Портрет папы Иннокентия X», увидев который сам Иннокентий заметил: «Слишком правдиво!»

Уникальное значение имеет знаменитая картина Веласкеса «Менины»1. Это сложная многофигурная композиция, но она решена с такой непринужденностью, будто художник ничего специально не компоновал, а просто подсмотрел сцену в самой жизни. Место действия – мастерская художника, самого Веласкеса. Он стоит перед мольбертом и пишет портрет короля и королевы (они отражаются в зеркале). В центре – маленькая инфанта Маргарита, в окружении фрейлин и карликов.

Теме из современной истории посвящено большое полотно «Сдача Бреды (командующий испанскими войсками принимает ключ от покоренного голландского города).

1 По-испански менина – фрейлина принцессы.