Фламандская живопись эпохи барокко
Величайшим представителем барокко в Северной Европе является Питер Пауль Рубенс (1577-1649).
Подобно великим титанам Возрождения Рубенс проявил себя в разных сферах деятельности. Влиятельный дипломат, он отличался блестящей эрудицией (прекрасно знал латынь, свободно владел всеми европейскими языками), собрал замечательную коллекцию произведений искусства. Ту же многогранность проявил Рубенс и в творчестве: он был не только живописцем, но и книжным графиком, архитектором-декоратором, автором скульптурных проектов и оформителем театрализованных зрелищ. Среди его заказчиков были королевские семьи Франции, Англии, Испании.
Блестящий дар монументалиста Рубенс продемонстрировал в серии из 25 огромных картин, прославляющих Марию Медичи (мать Людовика XIII), а также в многочисленных алтарных образах. Среди религиозных картин одной из самых характерных является «Воздвижение креста».
Рубенс был виртуозом и портретной живописи («Портрет камеристки Изабеллы», «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка»), и античной темы («Персей и Андромеда»). В лучших мифологических картинах художник прославляет радости полнокровной земной жизни; всё исполнено цветущей силы и ликования, везде роскошные одежды, пылающие, яркие краски, мощные, атлетического сложения, смуглые мужчины и светлокожие белокурые женщины.
В отличие от рубенсовской мощи картинам Антониса ван Дейка (1599-1641) свойственны утонченная изысканность, элегантность. Он довел до совершенства жанр парадного портрета, изображающего людей в величественных позах, эффектных одеяниях, в пышной обстановке; художник как бы приподнимает их над повседневностью, облагораживает, лишает отпечатка заурядности. Среди известных работ – «Семейный портрет», «Автопортрет», «Портрет английского короля Карла I».
Якоб Иорданс (1593-1678) любил изображать бюргерские семьи и крестьян с их грубоватой чувственностью. Часто обращался к сюжету праздника «бобового короля», который отмечался в день поклонения младенцу Христу. В картине «Бобовый король» создается впечатление разнузданного веселья, благодаря заполненности пространства грузными людьми и их динамичными позами.
Франс Снейдерс (1579-1657) – крупнейший мастер натюрморта. На его картинах – изобилие даров природы. Порой кажется, что лишь рамы картин их ограничивают. Почти всегда в свои натюрморты художник вводит живые существа – рыбу, обезьяну, собаку, кошку и даже лошадь.